«Бесконечный бег с бесконечными препятствиями»
8 октября 2016
Автор: "Рыбаков фонд"

«Бесконечный бег с бесконечными препятствиями»

Беседа с Сергеем Волковым, учителем русского языка и литературы, главным редактором журнала “Литература”.
«Учитель, наверное, это такой человек, который, приглашая ученика в путешествие, понимает, что поедет тот на самом деле в свою сторону и в своем темпе. Ведь каждого из учеников учитель застает в какой-то точке их собственного внутреннего путешествия к миру и к себе – и траектории эти причудливы и разнонаправленны. Да и сам учитель куда-то путешествует – он тоже человек».
 
Сергей Волков

- Сергей Владимирович, вопрос простой, но очень важный для понимания самой сути профессии. Какова основная задача учителя в высокотехнологичном современном мире? Кто он – Учитель с заглавной буквы?

- Основная задача учителя – учить, как следует из самого слова. Учить чему-то осмысленному в той профессиональной сфере, науке, том предмете, который он для себя выбрал. Желательно учить понятно, не создавая у ученика психологического напряжения. Если учителем с большой буквы считает себя сам педагог, то это такая разновидность профдеформации с уклоном в мессианство. Ну вот кто такой водитель автобуса с большой буквы? Наверное, новый Поприщин.

- Современное образование. Назовите три ассоциации с этим словосочетанием.

- Бесконечный бег с бесконечными препятствиями. Псевдонаучный новояз. Усталые милые женщины и бодрые рапортующие мужички в костюмах.

Традиционное/новое образование.  Золотая середина, пожалуй, избитое выражение, но где она в образовании? Что никогда не уйдет в прошлое?

Образование – это деятельность людей для людей. В центре этой деятельности – человек, человек со всем своим внутренним миром, со своими страхами, надеждами, запросами, неловкостью, неумением и талантом, взыскующий, тоскующий и смертный. Вот он никуда никогда не уйдет. А середина чаще всего бывает серой, а не золотой.

- Чего, на ваш взгляд, не должно быть в будущем российском образовании?

Того, что бросается в глаза в первую очередь, – броской имитации, красивой фразы, сиюминутного лозунга, конъюнктурных проектов, непрофессионализма и глупости.

- У вас 25-летний стаж преподавателя русского языка и литературы. Какие изменения произошли внутри этих дисциплин в плане их преподавания? Как менялось отношение к этим дисциплинам?

- Ответ на такие вопросы всегда требует обобщений, для которых у отвечающего, как правило, нет достоверного статистического материала, так что мне трудно на него ответить. Конечно, произошло многое. 25 лет назад не было компьютеров (по крайней мере в таком привычном обиходе, как сейчас) и интернета, единственной формой текста линейно разворачивающийся напечатанный на бумаге текст и был. Почему я говорю об этом? Потому что именно с текстами мы и работаем на уроках. Сейчас человек окружен совсем другими текстами – фрагментарными, сжатыми, разворачивающимися по клику мышки в разные стороны, уводящими через гиперссылки с плоского листа вглубь Всемирной информационной сети. Это тексты незаконченные, ждущие продолжения, комментирования, принципиально открытые. Они порождают изменения в сознании и читающего, и пишущего. Нужно с ними считаться при преподавании русского языка и литературы. Что касается отношения к этим предметам, то тут ничего нового: умеешь заинтересовать – нормально относятся, не умеешь – увы.

- Преподавание литературы в школе. Принцип работы с разными эпохами полярен, ведь о литературе XX века нельзя говорить языком века XIX, тем более наоборот. Меняется ли методика преподавания?

Методика не может не меняться вместе со временем. Учитель сейчас борется за внимание к себе и своему предмету с очень мощными конкурентами – с тем же интернетом, в котором есть всё, гораздо больше, чем в учительской голове, да еще с картинками, анимацией и озвучкой. Поэтому приходится крутиться. А методика – это как раз про то, как крутиться самому и закручивать пространство урока, забирая в этот танец учеников. А в танце главное что? Двигаться, слушать, чувствовать партнера и музыку. Не забывать дышать и делать паузы.

- Не предполагает ли формат ЕГЭ по литературе и русскому натаскивания на шаблон? Или стоит разделять образовательный процесс, цель которого – позволить раскрыться и выйти на уровень диалога?

- Про ЕГЭ уже давно все сказано. Плюсы очевидны, минусы тоже. Главное относительно любого экзамена – не фетишизировать формы и не относиться к результату как к чему-то сакральному. Смысл жизни не в этом.

Смысл жизни, как написал мне однажды один ученик, – в самой жизни. Вернее, он так написал: «Смысол жизне в самой жизне». Так даже сильнее пробирает мысль.

Главное в образовании, как и в «жизне» – не результат (он всегда относителен), а процесс. Как говорил Макар Чудра, «ходи и смотри, насмотрелся – ляг и помирай». Вот так и в образовании: ходи по кунсткамере бытия, смотри, суй всюду свой любопытный нос… Надоест – все, пока. А ЕГЭ что? Так, эпизод, некое обстоятельство на пути.

- Внеурочная деятельность – что выносится за пределы урока? В чем важность внеклассовой коммуникации?

- Вне уроков происходит куча всего важного: походы, образовательные поездки, практики, постановки спектаклей, разные посиделки на тему и без. Эта часть жизни школьников бесценна и вспоминается до конца дней, когда все уроки забыты. Поэтому внеурочке – да.

- Образование и интернет: в чем плюсы этого сочетания и где его здоровые границы?

Интернет позволяет дистанционно подключаться к любому образовательному источнику. Это здорово, особенно если реальных источников вокруг человека немного. Границы при этом тоже существуют: если человек будет все время пялиться в компьютер, он заболеет от гиподинамии и еще чего-нибудь физиологически вредного. Надо не только смотреть в экран, но и жить – двигаться, трогать руками вещи и людей, ездить на велике, плавать, танцевать и петь, ходить по паркам и лесам и собирать грибы и каштаны.

Источник.