Открытое пространство
16 мая 2016
Автор: Forbes.ru

Открытое пространство

Зачем Вадим Мошкович строит некоммерческую частную школу стоимостью $50 млн.

Вадим Мошкович строит некоммерческую частную школу стоимостью $50 млн. Школа «Летово» сможет принять 1012 одаренных учеников, для преподавателей построят 110 квартир. О том, как Мошкович решил заняться образованием, он рассказал Forbes

— Мой сын учится на первом курсе университета, я вижу, как он напряженно трудится, но однажды на мой вопрос «Как тебе?» он ответил: «Папа, я в раю». Вот этой фразой можно выразить основную миссию нашей школы — сделать так, чтобы любой ученик мог сказать: «Я в раю».

Вопросом, что такое хорошая школа, я задался в 2006 году, когда мы закончили скупку земли в Коммунарке и подготовили проект «Город-солнце». По ходу создания генплана стало понятно, что нам нужно построить около 50 школ. Мы решили, что хотим строить хорошие, красивые школы. Но школа — это не только здание. А можно ли как-то описать дух школы? Я пошел к знакомым выпускникам 57-й школы, которую сам окончил. Школа известная, выпустила много талантливых людей, кто-то возглавляет кафедры и факультеты в лучших вузах и даже целые институты — посоветоваться и поговорить есть с кем. Мы потратили несколько месяцев, чтобы понять, что такое наша 57-я школа. Пытались сформулировать вместе с ее руководством. Процесс был достаточно продуктивный, но возникло больше вопросов, чем ответов.

Тогда я обратился к консультантам, заключил годовой контракт с McKinsey. Мы начали разработку концепции, провели интервью с директорами десятков школ России, поехали смотреть лучшие школы по всему миру — те, которые занимают первые места в рейтингах. Англосаксонские школы — это классика, наиболее устоявшаяся и структурированная система, прошедшая обкатку временем. В Англии лучшим школам уже более 500 лет. Но совершенно уникальные, при этом довольно молодые школы есть, например, в Скандинавии. В итоге мое понимание современного образования сильно изменилось.

Первое: в лучших западных школах хранителем знания, как и чему учить, является школа, а не учитель.

Это ключевое отличие. «Выпадение» любого, даже самого талантливого учителя не приводит к потере качества обучения. У нас же наоборот. Второе: лучшие школы имеют свою устойчивую и уникальную позицию в общегосударственной системе образования. Существуют не вопреки и не в параллельном мире, часто служат моделью для других. Третье: сильнейшая сторона таких школ — этика, ценности, умение их системно транслировать. Четвертое: навыки. Детям дают не только знания, но и учат пользоваться этими знаниями. Например, формируют опыт решения проблем, связанных с рисками. Готовят к тому, что для современного человека это чаще всего умение действовать в условиях неопределенности. Учат, как делать выбор, принимать решения. То есть учат мыслить, самостоятельно пользоваться инструментарием, а не готовыми шаблонами.

И пятое: хорошая школа — это организация, которая постоянно себя совершенствует. Система с непрерывной обратной связью. Школа Raffles в Сингапуре — одна из первых в мире по числу детей, поступающих в лучшие университеты мира. И там все время тестируются и ученики, и учителя, и методики. Например, есть комната, где установлено 30 камер: записывается урок, потом анализируется — методика, стиль, темп работы, качество усвоения. Идет постоянное осмысление процесса: замеры, доработки, внедрения и так далее. 

В результате шесть лет тому назад у меня сформировалось устойчивое желание построить свою школу. Интегрировать все лучшее в российском и международном опыте. Прошлой осенью мы провели конкурс: собрали с помощью архитектурных консультантов КБ «Стрелка» 15 ведущих международных архитектурных бюро, специализирующихся на школах. Жюри проголосовало за проект голландских архитекторов Atelier PRO — здание, напоминающее трехлучевую звезду. Учебные классы, творческое и спортивное крыло объединены атриумом, который может служить зоной отдыха, актовым залом и театральной сценой. В апреле мы начали вбивать сваи под фундамент и к началу 2018 года должны построить и школу, и кампус.

Доход семьи ни в коем случае не должен стать препятствием для зачисления талантливого ребенка.

Если возможность платить равна нулю, школа выделит грант. По предварительным расчетам, затраты на содержание школы составят примерно миллиард рублей в год. Если ни один ученик не сможет заплатить ни рубля, то это полностью будут расходы фонда. Создавая эндаумент, я исходил из этого принципа. 

В «Летово» я единственный инвестор и на сегодняшнем этапе не рассматриваю партнерство вообще. Чтобы всерьез вкладываться в такой проект, нужно разделять его идеи и ценности, нужно погружаться в тему. Я потратил на это как минимум пять лет своей жизни. Вот когда школа откроется, покажет себя, тогда, я думаю, может возникнуть тема дальнейшего развития, перспектив, партнерств. Но не ранее 2023 года.

Задача любой школы — помочь ребенку раскрыться. Конечно, мы хотим научить детей отличать добро от зла, быть самостоятельными, достигать целей. Но я все это затеял не для того, чтобы менять окружающий мир. Я не революционер. Я хочу дать детям равные возможности, обеспечить равный доступ к знаниям. Хочу, чтобы дети России могли получить образование мирового уровня. Вот и все. Приведет ли это к изменению конкурентной среды, общественной жизни, культуры? Надеюсь, что да.

Источник