Раскрыт секрет успешной подготовки к ЕГЭ
24 февраля 2016
Автор: Ксения Конюхова, "Комсомольская правда"

Раскрыт секрет успешной подготовки к ЕГЭ

Пишите эссе, хорошо учитесь в школе.

Последние исследования показали: эффект репетиторов и подготовительных курсов очень мал. Точнее, курсы еще хоть как-то помогают отличникам набрать на ЕГЭ по математике и русскому языку дополнительные несколько баллов – не больше! А вот от репетиторов эффекта, как правило, вообще нет.

И как же тогда готовиться к экзаменам?   – Хорошо учиться в школе, считает Андрей Захаров, заместитель заведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ,  один из авторов нашумевшего  исследования о репетиторах.

Не верим «особым методикам»

– Если репетиторы и курсы не помогают, то как тогда готовиться к ЕГЭ?

– Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, как это ни банально звучит, нужно хорошо учиться в школе, – рассказывает Андрей Захаров. – Если человек 10 лет учился плохо, то, вероятно, в его знаниях образуются пробелы, которые за пару месяцев перед ЕГЭ закрыть проблематично. Так что если вам обещают поднять результат ЕГЭ у ребенка с 30 баллов до 60 за короткое время с помощью «особой методики» – это очень подозрительное обещание. Не спешите отдавать деньги.

– То есть к экзамену можно вообще не готовиться?

– Не совсем так. Например, помимо репетиторов и подготовительных курсов, есть школа. Как бы кто к этому ни относился, но в школе уделяется много внимания подготовке детей к выпускному экзамену. Мы изучали, какие практики для этого используют учителя математики и русского языка в 11-м классе – как работают в классе, что задают на дом, как часто проводят проверочные работы в формате ЕГЭ. Кое-что из этого при частом применении в последний год учебы позволяет поднять результаты госэкзамена, хоть и не намного – на 2 - 4 балла в среднем. Но при поступлении в вуз эти баллы могут сыграть свою роль.

Даешь сложные задания

Оказывается, самое лучшее, что школьник может сделать для своих оценок, – перевестись в профильный класс. Подтверждено статистикой! Конечно, нынешним выпускникам это уже не поможет, но 10-классникам пригодится. В профильном классе дети получают значительно больше часов по своему предмету, больше практики и более глубоко изучают материал. Так что выбор профиля уже сам по себе определяет баллы ЕГЭ до какой-то степени.

Если же переводиться в спецкласс поздно, то есть другой рецепт. На итоговый результат влияет то, как часто ребенок решает задания ЕГЭ в классе и дома. Но тут есть своя хитрость.

Исследователи подметили: в обычных, непрофильных классах нужно чаще обращать внимание на задания из частей 1 и 2 (раньше это были части В и С. – Авт.). Первая часть состоит из заданий средней сложности, которые требуют краткого ответа. Вторая –это более сложные задачи по математике, где нужно подробно расписать решение, и эссе по русскому языку.

– Учителя математики и русского языка в непрофильных классах обычно выбирают, на чем сфокусироваться – на части 1 или части 2, – рассказывает Андрей Захаров. – В принципе, если часто решать задания любого из этих типов, это поможет поднять результат в среднем на 2 - 4 балла.

А вот ученикам профильных классов «показана» часть 2 - чаще выполнять сложные задания по математике, которые требуют рассуждения, и больше писать эссе. Упор на более легкие задания тестовый балл таким детям не повысит.

Тесты в классе - время на ветер

Решать задания уровня С надо вдумчиво, в своем темпе. Устраивать в классе тренировочный ЕГЭ с секундомером, как это делают некоторые учителя, попросту неэффективно. Но многие педагоги признаются, что стараются устроить такую проверку 11-классникам хотя бы пару раз в месяц. Видимо, все дело в том, насколько ученики погружаются в задания и могут ли разбирать свои ошибки по ходу урока.

Задания с разных сайтов, посвященных ЕГЭ, тоже не дают результата! Казалось бы, именно они должны помогать при подготовке... Но нет, похоже, свое время лучше потратить на что-то другое.

Времени осталось совсем немного. Натаскать ребенка за это время с двоек на пятерки не сможет даже самый одаренный педагог. Но вот попробовать улучшить результат – вполне реально.

Итог: решать, решать и решать

Вроде бы что такого нового в этом исследовании? Ведь и так понятно: решай то, с чем у тебя трудности, и к моменту сдачи экзамена ты будешь на коне!

Гораздо важнее в этом исследовании то, что НЕ помогает при сдаче экзамена.

ЕГЭ сейчас – главная страшилка всех, у кого есть дети. Выпускников обложили со всех сторон. Репетиторы, тесты, диагностики, факультативы... А потом мы смотрим и удивляемся: чего это молодежь такая загнанная? И чуть ли не седая от стресса в 17 лет?

Так вот вам правда – все эти штуки и ухищрения не работают! Волшебной пилюли, которая превратит ребенка в Эйнштейна по всем предметам, не существует. Единственное, что поможет, – это сидеть и решать, решать, решать задачи. А все остальное, все эти бесконечные тренировочные ЕГЭ лишь нагнетают нервозную атмосферу и угнетают школьников.

Конечно, если вам нужен репетитор или пробный экзамен, для того чтобы потом не дрожать от ужаса на реальном ЕГЭ, –это другое дело. Ведь оценка зависит в том числе и от мотивации, и от уверенности в себе. Но бомбежка детей бесполезными заданиями только сводит все усилия на нет и лишь усугубляет и без того напряженную атмосферу.

Источник