Перевёрнутый класс как средство от скуки
Кто-то считает, что перевёрнутый класс — это всего лишь модная зарубежная практика, в российской действительности неприменимая. Берёмся с этим поспорить.
Начнём с определений. Самая доступная и простая формулировка прозвучит так: перевёрнутое обучение (flipped learning) — это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Педагоги из города Стиллоутер штата Минессота, давно и успешно применяющие модель, рассказывают, что главная идея заключается в том, что перед уроком дети просматривают учебный ролик. На роликах педагог упорядочивает избыточный учебный материал, описывает его более доступным языком. Тогда в классе остается больше времени на индивидуальную работу и работу в малых группах. В системе дистанционного обучения, например, в Moodle учитель просматривает данные об активности учеников, сколько времени ученик просматривал видео, сколько времени заняло выполнение теста.
Инфографика показывает результативность модели перевернутого обучения не только в вопросах успеваемости, но и дисциплины — они улучшаются.
В России развивается сообщество учителей, пробующих перевернуть свой класс. Вот что говорит И.Ивлева:"В последнее время технология «перевёрнутого класса» мне чрезвычайно интересна. С этого учебного года пробую кое-что перевернуть, тем более, что мой 10 класс любит нестандартные и необычные задания, да ещё в дистанционном режиме. Первый вопрос, который встала передо мной: на каком ресурсе «переворачивать»? Создала сообщество в Google + «Золотой век русской литературы». На странице писателя размещаю ссылку на видеофильмы, особенно нравятся мне лекции Дмитрия Бака. К лекции прилагается Лист с заданиями. Конечно, это первые мои шажочки в данной технологии, но буду учиться дальше".
Ещё рассказы учителей о первых шагах и трудностях в «переворачивании» класса можно почитать в комментариях к посту Ю. Понятовской из г. Данков Липецкой области «Учитель, ты готов к перевороту?» А мы с вами давайте рассмотрим ряд отечественных примеров, которые показывают не только первые шаги, но и результаты.
Е. Пономарева, учитель химии, рассказывает: "Опыт в преподавании химии в модели перевёрнутого класса начался с двух видео. Смотрели ли их дети? В классе, который я выбрала в качестве экспериментального, 28 человек. У роликов до урока всего около 20 просмотров. А если ещё учесть, что они в общем доступе, поинтересовались их содержанием не больше половины класса. Это потом, после урока уже, ролики стали просматриваться, похоже, даже не по одному разу. Видимо, осознали, что материал сложный".
На эксперимент учительницу подвигло участие мастер-классе Марины Курвитс (Эстония), проведённого в рамках весенних интернет-каникул на Образовательной галактике Intel.
Проанализировав свой первый опыт, учительница сделала такой вывод:
1. Чтобы предварительное задание выполнялось, должна быть системная работа. Уж если выбирать такой подход, «перевернутые уроки» должны стать привычными.
2. Чтобы мотивировать учеников делать домашнее задание, на первом этапе будет входной контроль. Выполнил маленький несложный тест в начале урока — допускаешься к творческой работе, нет — читай учебник. Но и оценка будет соответствующей. Не противоречит ли это принципам перевернутого класса? Думаю, что нет. Дети быстро разберутся, и наши отношения останутся доверительными.
3. Летом мне придется заняться разработкой дидактического материала. Его потребуется много. В частности, запишу видеоролики.
Мнение учителя: «Не все старшеклассники готовы взять на себя ответственность за своё обучение. Проще, гораздо проще, когда учитель отберет наиболее важный материал, разжуёт его на уроке, акцентирует внимание на нужных моментах, проведёт ученика к усвоению материала с минимальными затратами сил со стороны самого ученика. Как перевести ребенка в режим саморазвития, если все привыкли, что за его обучение отвечают взрослые?
Блог-урок в начальной школе
И. Тихоновецкая из Минска разработала блог. С его помощью дети готовились к уроку по предмету «Человек и мир» по теме: «Звери. Забота о детёнышах».
При подготовке учитель использовала шаблон, предложенный в мастер-классе Марины Курвитс.
Блог содержит множество заданий, выполненных с помощью сервисов веб 2.0, например, опрос в Google-форме; онлайн-доска linoit помогла ответить на вопрос о детёнышах зверей, а соотнесение гербов белорусских городов и изображённых на них животных легко сделать с помощью learningapps.
Ю. Понятовская также приводит пример перевёрнутого урока русского языка для второго класса.
Иностранные языки
Ю. Бондаренко из Новосибирска в своей статье рассказывает о собственном опыте применения приёмов перевёрнутого обучения при подготовке к аудированию, изучении грамматики, просмотре фильмов на английском языке.
Она приходит к выводу: технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.
Перевернутое обучение ещё ждёт своих исследователей. Ясно одно: это не просто перестановка местами слагаемых — домашней и классной работы, как это часто представляют те, кто не вник в суть явления. Будь это так, в процессе перевёрнутого обучения не возникало бы явления потока (flow) — состояния полной вовлечённости в учебный процесс, антагониста страха, апатии и скуки.
Задание на дом
Материал для сомневающихся: О. Брыксина Где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок?
Материал для профи: Перевёрнутая таксономия Блума для перевёрнутого класса
В заключение: The Flipped Class: What it is and What it is Not