Получить образование или получить от системы образования?
1 февраля 2016
Автор: Михаил Кушнир

Получить образование или получить от системы образования?

Потребительство — это игнорирование чужих интересов на фоне своих. Поговорим о потребительстве в образовании и о том, чем оно чревато.
Потребительство — это игнорирование чужих интересов на фоне своих. Поговорим о потребительстве в образовании и о том, чем оно чревато.

Все от образования чего-то хотят, но интересы разных ролевых групп слабо пересекаются. Некоторые читатели могут возмутиться моими гротескно-негативными описаниями ролей. Но, во-первых, гротеск позволяет подчеркнуть ключевые особенности, а во-вторых, в реальности до обидного много тех, кто этим описаниям соответствует.

Ролевые потребительские портреты

Ученик является потребителем санаторного бизнеса: хочет чего-то комфортного, чтобы потом без проблем поступить в вуз. Но самостоятельно упираться не готов. Хочет массовика-затейника в школе при минимуме собственных трудозатрат.

Родитель ученика является потребителем социальных услуг: вы мне должны, а я ещё и права покачаю между своими делами. Самый массовый родитель хочет сдать ребёнка в сад, а когда освободится от работы, покачать на руках внуков, рассказывая в промежутках друзьям и знакомым об успехах своего чада, как они удачно выбрали школу, вуз, пару и страну.

Менее массовый, но заметно более тревожный для учителей вид родителя, наоборот, хочет круглосуточно перемещаться с ребёнком вместе, диктовать учителю и всем окружающим, как они должны себя правильно вести с его ребёнком. Причём часто такой родитель склонен переносить свои потребности на всех остальных. Но брать на себя ответственность за выявление и формирование образовательных потребностей, выстраивать под них образовательную программу и, тем более, процесс ни те, ни другие не готовы.

Ничтожно редкие родители, в противоположность к обоим предыдущим, берут всё образование на себя, и тогда хотят, чтобы школа в удобное для них время проводила обязательные экзамены.

Учитель напоминает уборщицу, которой все мешают. Или непризнанного художника. Такое психологическое потребительство: его услуги без окружающих никому не нужны, но при их наличии становится непонятно, кто кому должен. Учитель хочет, чтобы ученики трепетно ему/ей внимали, выполняли все задания, а потом вдохновенно славили на фоне других. Чтобы родители внимательно следили за тем, что ребёнок изучает, и обеспечивали своевременное и качественное исполнение заданий.

Когда возникают проблемы, чтобы прибегали по первому зову и виновато выслушивали учительские проповеди, понуро принимали на себя праведные молнии. Чтобы администрация не грузила отчётами, собраниями, пророчествами нищего бюджета и низких баллов подтверждения квалификации, не заставляла торчать в школе, когда нет уроков. Чтобы в учебный график не вклинивались неожиданные мероприятия и поручения. Чтоб зарплаты хватало, но был повод на неё попенять. Но при этом учитель не готов старательно осваивать новые педагогические приёмы, подходы, железки и технологии, выяснять, что на самом деле хочет ученик и чем обеспокоен родитель. Он и так велик, а все вокруг рукоплещут.

Директор школы — зицпредседатель Фунт: ради статусности готов выполнять не вполне законные указания начальства и даже в любой момент за них пострадать. Он хочет, чтобы все ученики и учителя были на месте, посещали многочисленные внешние мероприятия и побеждали там, соблюдали заведённый порядок и его редкие, но важные указания. Чтобы родители радостно превозносили школу в целом и его/её лично во всех печатных и непечатных СМИ, но при этом не отвлекали от мелочной текучки. Чтобы проверки обходили школу стороной или, как минимум, оставляли заключения о полном отсутствии недостатков. Чтобы бюджет своевременно наполнялся государством и не только.

Но директор не готов отстаивать право школы на самостоятельную образовательную политику и инструменты её реализации, формировать образовательные запросы учеников совместно с родителями и ориентироваться на них при разработке индивидуальной образовательной программы. Чем меньше отклонений от заведённого порядка, тем лучше. Самое надежное и спокойное — аккуратно исполнять предписания начальства и пиарить свою школу.

Чиновник с ценностями и потребностями прекрасно описан в русской литературе, например, в лице Фамусова. Если директор только мечтает о порядке, то чиновник его требует. Он хочет, чтобы все подконтрольные радостно, весело и в срок исполняли все его распоряжения и творческие инициативы. Чтобы вовремя формировались замечательные отчёты, которые позволяли бы бодро продвигаться по служебной лестнице под звон заслуженных наград. Чтобы бюджетные средства распределялись под его чутким контролем, т.к. это, во-первых, обеспечивает ему должный пиетет окружающих, а во-вторых, позволяет надеяться не только на пиетет. Он не хочет считаться с проблемами и возражениями, которые выходят за рамки его понимания. А если его бог — вышестоящий чиновник — не возражает, у него есть возможность реализовать своё желание «не считаться», которым он блестяще пользуется. Чиновник — стержень потребительской пирамиды образования, определяющий режим её вращения и получения стружки.

На что похоже государство в сфере образования, писать не буду — это уже политика, а в ней образы у разных людей сильно отличаются. Государство хочет… Не знаю, что оно хочет. Кто-нибудь знает? Я не про красивые бумажки и доклады, а про внятные цели. Сегодня народ уже привык к деловой постановке целей, а не расплывчатым словооборотам: чтобы про цели было понятно, адекватно, достижимо, измеримо. Я не нашёл. Цифровые индикаторы есть, а откуда они берутся и почему, непонятно. Правила и критерии оценки качества диктует министерство, а почему? Оно заказчик? Тогда как выглядит заказ?

Выскажу свою гипотезу: государство хочет, чтобы кадры в стране обеспечивали потребности развития страны и чтобы народ не ругал систему образования, в частности, качество работы и процессы, там происходящие. Но что государство делает для этого? Нельзя утверждать, что ничего не делает, но все всё ругают. И полный «раздрай»: одни призывают реформы отменить и вернуться в «советскую школу», другие, наоборот, быстрее проводить следующие изменения, чтобы не висеть над пропастью между её краями. Есть и такие, кто призывает отменить бесплатность образования, гарантированную Конституцией. То есть и здесь всё не слава богу.

В поиске выхода

Мы влетели в общество потребления с довольно странной ментальностью, замешанной на социально-уравнительных идеях. Образование летит по инерции из прошлой жизни. Его попытались подшлифовать на лету под новые реалии, но и реалии оказались динамичнее, и простой правки для новой жизни недостаточно. Система по сути старая, а «хотелки» новые, причём у всех разные.

С этой точки зрения интересно посмотреть на опыт дополнительного платного образования — в нём интересы легче согласуются. Конечно, отказываться от социальных обязательств системы образования нельзя, но нужно понять, что их выполнение невозможно без попытки осознать потребности всех сторон и согласовать их в единой взаимовыгодной логике.

Остановите устаревший конвейер «единого образовательного пространства»! Определитесь с целями. У образования как системы своя цель — обеспечить организационные условия для реализации всех образовательных задач в стране. У каждого участника в каждой ролевой функции — своя. Важно, чтобы каждый понимал и чувствовал, что система готова слушать, слышать и удовлетворять разные потребности. Тогда можно будет уважать потребности каждого, а не только свои.

Читать полностью.