Чиновникам важнее облегчить задачи надзора, а не разгрузить педагогов
22 января 2016
Автор: "Учительская газета"

Чиновникам важнее облегчить задачи надзора, а не разгрузить педагогов

Школа получает все новые задания… подчас без исчезновения старых.

Мнение Михаила Кушнира, специалиста в области информатизации образования, высказанное «Учительской газете».

«Принять меры»!

Самой острой проблемой школы практически все и на всех уровнях называют бюрократизацию школы. И на заседании Госсовета 23 декабря прошлого года об этом говорили. В поручениях по итогам это отразилось в виде обращения к Правительству РФ и субъектам «принять меры» по снижению административной нагрузки и нагрузки на учителей. Выплеснувшаяся боль педагогов в выступлении учителя года России-2015 Сергея Кочережко про дублирование ведения журнала нашла отражение в бюрократически безликом: «рассмотреть вопрос об оптимизации электронного и бумажного документооборота».

Что симптоматично, обрнадзор опубликовал обзор заседания, там аспект борьбы с бюрократизацией вообще никак не отражен. В то же время, не забыли указать проблему оперативного информирования родителей об отсутствии ребенка в школе. А это обязательно породит процедуры, усугубляющие бюрократическую нагрузку на школу. Бюрократически рискованно выглядит идея «национальной системы учительского роста» и многие другие поручения.

Увы, реальность такова, что мощные и гибкие информационные технологии вместо облегчения работы людям устойчиво используются во благо задач надзора, причем, усугубляя даже бюрократические задачи, которые облегчать с помощью ИТ проще всего. Видимо, основными пользователями таких систем я и разработчики видят разные стороны: я смотрю на информационную систему со стороны школы, а внедряют ее чиновники. Чиновникам важнее облегчить свои задачи надзора, а не разгрузить от бюрократической нагрузки педагогов. Зато ИТ существенно расширяют поле фантазии чиновника в изобретении новых отчетов и бюрократических процедур. В результате учитель, школьный администратор не сбрасывают часть формальных старых процедур на ИТ, а получают новые бюрократические задания, подчас без исчезновения старых. Или новые включают в себя старые в более изощренном варианте заполнения. Заодно, риски технических сбоев тоже ложатся на школу, а не на чиновников, придумавших и подписавших в эксплуатацию халтурные информационные системы, причем за бюджетные средства.

Электронный хомут?

Самый яркий и болезненный для меня пример - электронные классные журналы (ЭЖ). Болезненный потому, что я считаю себя идеологом ЭЖ. Крик души учителя года на Госсовете про дублирование журналов резонирует с моей душой. Когда я агитировал за внедрение ЭЖ, коллеги меня предупреждали: навлечешь новый хомут на учительские шеи! А я не верил: «Ведь, ЭЖ - это так удобно, только сознательный вредитель может превратить удобство в хомут; при всем скептическом отношении к чиновникам, они же не вредители?»…

А правы оказались скептические коллеги. Электронный журнал - удобство, когда школа сама с ним работает. По закону выбор образовательной политики и журнала, как инструмента оценивания и учета, - компетенция школы. Органы власти должны помогать и содействовать, создавать условия для информационных обменов, предусмотренных законами и их зоной ответственности. А они в подавляющем большинстве на бюджетные деньги купили централизованные информационные системы и заставили подведомственные школы их использовать, независимо от наличия технических условий, желания и выбора. Наиболее упрямых выдавили необходимостью оказывать госуслуги по таким административным регламентам, в которых нет места для иных систем. Даже в отношении тех систем ЭЖ, которые готовы были технологически адаптироваться под навязанные центральные, не дали технических возможностей.

Документооборот. Пора бы навести порядок!

Другая застарелая беда бюрократизации - запутанная нормативная база в отношении документооборота. До сих пор актуальны советские акты середины 20 века, но в них есть неизбежные изъятия. Есть новые законы, которые нужно как-то соблюдать. «Где играем, где селедку заворачиваем» почти никто не знает. Надежд на то, что вскоре подготовят новые свежие акты с отменой всех старых, у меня нет. Уверенность, что появятся новые указания в мешанину старых, - абсолютная.

Добро пожаловать на школьный сайт!

Одна из увлекательных тем - публикация обязательной информации на сайте школы. Дело, на первый взгляд, благое: обеспечить прозрачность школы современными средствами. А реализовывать как? Теми же средствами на комсомольском энтузиазме? У некоторых он есть и люди грамотные есть, и сайт свой творчески разработанный. А их чуткими чиновными указаниями! Сам видел приказ местных князьков от образования о запрете школьных сайтов и насильственном переводе на централизованный типовой. О запрете! Вопреки всем законам и здравому смыслу!

Кого родное руководство не убило, к тем прокуратура подсуетилась: не просто опубликовать, а еще и с учетом потребностей слабовидящих! Далеко не все директора школ готовы тыкать прокуратуру носом в закон о техническом регулировании, по которому соблюдение ГОСТ является добровольным, и что обязанность обеспечения открытой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья - обязанность органов власти, а не школы.

Интернет сквозь фильтры

Конечно, радует, что пропускную способность собираются увеличивать, но наличие доступа уже компенсировано фильтрами. Их ввели, конечно, из великой заботы о детях, которым негде, кроме школьной сети, ознакомиться с вредной информацией. Но учителя, интенсивно использующие Интернет на уроках, жалуются на невозможность использовать многие полезные сайты. А кто не очень интенсивно, тем и скорость не так нужна. Может, сэкономить на доступе в кризис и не расширять? Ограничиться теми, кто в отчетах подключен, а на самом деле еще нет?

 

...Собственно, опытные и спокойные мой текст, скорее всего, читать не стали. И правильно сделали. Мой текст для редких буйных и плакальщиков. Вода камень точит.