Чего боятся родители будущих первоклассников
24 декабря 2015
Автор: Инна Прибора, "Мел"

Чего боятся родители будущих первоклассников

14 главных страхов перед школой.

В следующем году ваш ребенок идет в первый класс. Вы выбираете школу, узнаете, где обитает самая заслуженная учительница, осматриваете раздевалки и туалеты окрестных гимназий, топчетесь на форумах о методиках преподавания «Окружающего мира». Но на сердце неспокойно. Что же тревожит родителей накануне встречи с первым учебным заведением, — рассказывает на страницах «Мела» Инна Прибора.

Пропажа познавательного интереса

Любопытство, основа любого обучения, почему-то на корню пропадает у большинства детей уже в начальной школе. Попробуйте найти ученика, испытывающего живой интерес к арифметике (на дом задали пять похожих задач по образцу), к литературе (в классе читали Пришвина по фразе, до первого уснувшего) или к языку с разбором, прости господи, суффиксов. Утомленный нудной учебой школьник накрывается планшетом, а на все попытки заинтриговать его занимательной загадкой из Перельмана тихонько стонет.

Отвержение одноклассниками

Не вписаться в коллектив имеет шансы любой ребенок. Неизвестно, что будет престижнее в вашем храме науки: играть гаммы на скрипке, дальше всех плеваться или иметь отца-депутата.

Проблемы со здоровьем

Недавно главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе озвучил такую статистику: «Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70–80% от общего числа учащихся». Есть подозрения, что некоторые дети приобретают аномалии развития именно в образовательном учреждении. Смущает и противоестественное положение для семилетки, когда он на всех уроках должен сидеть прямо за дурацкой партой, и никаких упражнений: ни головой крутить, ни бумажками перекидываться. Это разве полезно?

Падение самооценки

Психологи шепотом уверяют, что младшеклассники — очень хрупкие ребята. В этот момент у них буйно развивается самосознание и рефлексия. Проще говоря, дети зачем-то задумываются о том месте, которое они занимают в мире на вот этой задней парте. Самооценка довольно шаткая и может потерять равновесие.

Поделки и участие в утренниках

«Пааап, мааам, Серафима Казимировна велела к завтрашнему уроку сделать инсталляцию из шишек и желудей на тему покорения космоса!» — раздается от ребенка в 11 часов вечера. Считается, что совместные поделки сплачивают семью. Бесполезно объяснять, что вы охотнее сплотились бы вокруг чего-нибудь другого, вроде чтения книжки или настольного хоккея. И неизвестно, повысит ли авторитет ребенка среди сверстников принудительное выступление его папы в самодельном картонном берете в комической роли медвежонка-чародея.

Дурное влияние

И в дворовой школе, и в элитной гимназии дети подвергаются влиянию окружающих. И то, каким окажется это влияние, больной вопрос: а вдруг ребенок принесет домой новые слова, которых мы избегаем дома? «Папа, мне друзья дали послушать Тимати, и я испытал катарсис!» Объясняй ему потом, что такое катарсис. На переменах нынешние школьники смотрят друг у друга в смартфонах всякие любопытные ролики. И что-то подсказывает, что эти ролики не имеют отношения к тригонометрии.

Домашние задания

Не секрет, что выполнение домашних заданий гораздо сильнее интересует папу с мамой, чем самого школьника. «Так-так, сынок, любопытно... Из десяти груш съели две... Примем неизвестное за „икс“, выстроим график, возведем в степень... У меня получилось минус три груши и пятнадцать сотых». Ребенок в это время переписывает папин ответ, несмотря на его очевидную нелепость.

Низкий уровень образования

Несмотря не реформы, школа нам обещает лишь натаскать ребенка на сдачу ЕГЭ, что после десяти лет за партой кажется довольно сомнительным достижением. Ясно, что, погружая ребенка во тьму ученья, мы не можем рассчитывать на формирование понятийного мышления, целостной картины мира и глубоких знаний. Взволнованные родители надеются замаскировать пропасть репетиторами и отключением вечерних ток-шоу.

Оценочная система

Ожидая награды (хотя бы такой нелепой, как пятерка в дневнике), дети фиксируются именно на оценке, а не на самом предмете изучения. Вообще, оценка часто затмевает всю остальную мотивацию решить задачку с пешеходами и заставляет бояться ошибок в более крупных начинаниях. И даже если родители ребенка прогрессивные, и понимают, что снижать балл из-за двух помарок — это свинство, все равно они хмурятся, листая дневник и встречая такие педагогические изобретения, как «два за поведение, потому что ерзал на стуле».

Уравниловка

Мир перешел в информационную эпоху. Люди зарабатывают стартапами, креативом, дизайном, ценят индивидуальный подход и самовыражение. В это время их дети сидят в унылом классе ровными рядами, поднимают руку определенным образом и организуют свою деятельность по звонку. Школа — это пережиток индустриальной эпохи, когда самыми ценными качествами были аккуратность, исполнительность и послушание. Качества хорошие для фабричного работника, но уже не очень подходящие человеку, который просит купить ему шестой айфон.

Отсутствие творческой инициативы

В школе не приветствуется полет фантазии и необычный ход мысли. Обидно: вы только что привели в класс человека, который усовершенствовал тремя дополнительными платформами пластилиновый звездолет, а в школе у него забрали чудо-машину. Правда, взамен научили отступать две клеточки слева и еще словам «междустрочный интервал». На контрольной по математике ребенок нашел необычное решение задачи — спрятать тетрадку под парту и сделать вид, что он ее уже сдал. И никому даже в голову не пришло похвалить человека за творческий подход. Тоска.

Страшная учительница

Многие педагоги приобретают характерные черты. Например, входя в класс, ревут сиреной: «Тииихо!» или во время разговора постукивают указкой по столу. Слова «эмоциональное выгорание» и «профдеформация» крутятся на языке, пока тебя отчитывают на родительском собрании и называют почему-то не по имени-отчеству, а просто Карамелькин.

Поборы

Вы уже отдали довольно внушительную сумму за курсы «Подготовки к школе», а перед тем — курсы «Подготовки к подготовке к школе», там вроде бы уже учили буквы разные писать тонким перышком в тетрадь. И на тебе — теперь надо сдать деньги на «Выпускной после первой четверти», потом — на ремонт класса после выпускного, а дальше — на факультатив по ОБЖ с настоящим пожаром и настоящим огнетушителем.