Купить победу просто. Как вернуть доверие школьным олимпиадам?
11 декабря 2015
Автор: "Аргументы и факты"

Купить победу просто. Как вернуть доверие школьным олимпиадам?

Всё чаще возникает вопрос: насколько заслуженны льготы победителей олимпиад.

На днях стартовали школьные олимпиады, дающие их победителям и призёрам льготы при поступлении в вузы. Но всё чаще возникает вопрос: насколько заслуженны эти льготы?

 Об этом статья   еженедельника "Аргументы и Факты".

С 2014 г. требования к олимпиадам вроде бы ужесточили. Сократили максимальное число победителей с 45 до 25% от всех участников. Прописали: чтобы воспользоваться победой и льготным поступлением, надо ещё и сдать ЕГЭ по этому предмету минимум на 65 баллов. Ограничили число по­ступающих в один вуз победителей на бюджетные места... Но эксперты уверены – этих мер недостаточно. Олимпиады совершенно непрозрачны – их механизм и выбор победителей остаются закрытыми от общества. А значит, стать призёром в принципе может каждый, угодный жюри.

«Проблема в том, что олимпиад, дающих преимущества при поступлении в вузы, сегодня множество. Только по физике более двух десятков, – говорит Максим Карманов, замдиректора математического лицея № 31 Челябинска. – Но ведь детей-то талантливых от этого больше не стало. При таком обилии олимпиад хорошие результаты могут показать не только одарённые, но и просто способные школьники. Уверен, помимо Всероссийской олимпиады да ещё десятка по каждому предмету конкурсов от таких вузов, как МГУ, СПбГУ, и др., остальные льгот давать не должны!»

​«Льготы при поступлении – это беда для самих олимпиад, – считает Александр Ковальджи, замдиректора московского лицея «Вторая школа». – Появляются натаскивание, как при ЕГЭ, нечестность, липовые призёры».

Без льгот честнее

Кто решает, какие олимпиады могут давать льготы? «Закон устанавливает формальные требования – по числу участников, охвату регионов, но их несложно обойти, – объясняет Александр Ковальджи. – Почему в последнее время колоссальную популярность приобрели заочные туры? Чтобы достичь требуемой массовости. А что ответы получены через Интернет, а значит, за ребёнка мог всё написать репетитор, – никого не волнует. Олимпиаду следует оценивать по очным турам и содержанию.

Сегодня, увы, в образовании всё решают чиновники, а это даёт возможность манипуляций. Поэтому и получаются перекосы. Два года назад победителей конкурса эссе на общественно-политические темы ради поощрения сделали призёрами олимпиады по математике! Эти «победители» поступили в престижные вузы, например МГИМО, ­без экзаменов. Разразился скандал, но Минобрнауки всё спустило на тормозах, ответственности никто не понёс. Вот вам и открытость, и честность. И никаких гарантий, что подобное не повторится. В вузах не будет коррупции, когда они будут кровно заинтересованы в сильных студентах, а для этого надо оценивать высшие школы по востребованности их выпускников на рынке труда, причём по своей специальности. Тогда не придётся обязывать зачислять по итогам олимпиад – они сами решат, какие выявляют самых достойных. А это по­зволит оценить олимпиады по их востребованности вузами».

Кстати

Есть такие экзотические олимпиады, как по ОБЖ и физкультуре. В последней в теоретической части детям предлагается, например, написать, «как называется группа лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, объединённых принадлежностью к одному спортивному коллективу». А вот задание заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ: «Выберите правильный ответ. Подростку с избыточным весом следует придерживаться следующих советов, чтобы не переедать: а) строго соблюдать режим 4-разового питания, б) не есть перед ТВ и компьютером, в) отказаться от ужина». Или: «Ежегодно загрязнение сигаретными окурками планеты составляет: а) 4 500 000 000 штук, б) 500 000 000, в) 1 000 000 000 штук».

Какие таланты пытаются выявить этими заданиями у детей?