Молодые учителя используют компьютерные технологии на уроках
Ещё несколько лет тому назад основными инструментами работы учителя были учебник, мел и доска. Сегодня в арсенале педагогов большое количество самых разных гаджетов. В "Корифее" педагоги тоже начинают применять мобильные устройства в обучении (планшеты, нетбуки, ноутбуки, телефоны) в соответствии с планом "Мобильный "Корифей". Для нас очень полезен опыт других педагогов. Вот, например, что рассказал корреспонденту АиФ.ru учитель истории ГБОУ школа № 630 Москвы Алексей Николаев о том, как информационные технологии изменили жизнь преподавателей и школьников.
Алексей Валерьевич, за последние несколько лет в школах появилось большое количество гаджетов, как вы относитесь к этой тенденции?
А.Н.: Я сам использую гаджеты. Уже три года работаю со Smart-доской, честно говоря, не представляю возвращения к мелу и обычной доске. Однажды мне пришлось работать в другом кабинете, без Smart-доски было несколько дискомфортно.
Сегодня в учебном процессе активно применяют планшеты, которые заменяют учебники. На мой взгляд, всё зависит от того, какую «начинку» предлагают школьнику. Если это не просто копирование бумажного учебника, то почему бы и нет? Кроме того, подобные книги удобны для самих учеников, им не приходится носить тяжёлые рюкзаки. Это только кажется, что учебники мало весят. Но когда их несколько, плюс тетради, атласы – это существенно. А ещё планшет забыть невозможно, нельзя прийти на урок и сказать: «Я забыл учебник, поэтому не могу сейчас работать».
Широкие возможности использования планшетов открываются во время диагностики учебных достижений. Когда происходит диагностика – главное преимущество заключается в том, что учитель сразу видит, кто приступил к работе, кто быстро сделал задание, происходит моментальное оценивание результатов. Это оптимизирует процесс обучения.
Как вам работается с электронным дневником и журналом?
А.Н.: Преимуществ много. Во-первых, электронный дневник очень удобен и для учителей, и для родителей. Бумажный дневник может исчезнуть по разным причинам, а с электронной версией таких проблем нет. Доступ к электронному дневнику возможен круглосуточно с любого электронного устройства.
Во-вторых, электронный дневник даёт возможность родителям узнавать об успехах и неудачах ребёнка довольно быстро: учитель поставил отметку, написал к ней комментарий, родители тут же могут отреагировать, принять меры. Важно, что ребёнок знает об этом, то есть он под контролем.
В-третьих, детям, которые отсутствуют по разным причинам, допустим, из-за болезни, электронный дневник помогает вовремя выполнять домашние задания, отслеживать изучение материала, а также весьма удобна дистанционная форма взаимодействия ученика и учителя. Педагог может дать задание, ребёнок выполнит его и пришлёт на проверку. Не надо звонить родителям, переживать, что школьник может пропустить новый материал и ему будет сложно влиться в учебный процесс.
Что касается журнала, там много интересных функций. Расскажу об одной из них – «ограничение исправления отметок». Она блокирует возможность исправления, в том числе для учителя. Сначала я относился к этой опции скептически, а сейчас очень радуюсь, потому что ребёнок знает, если он написал работу на неудовлетворительную отметку, у него есть определённое время, чтобы её исправить, ведь если не уложиться в срок (у каждой школы он свой), потом не будет такой возможности. Это побуждает школьника ответственно относиться к своей успеваемости.
Легко ли идёт процесс адаптации к работе с гаджетами? Помогают ли дети учителям, всё-таки современное поколение более продвинутое в этом отношении?
А.Н.: Действительно, с электронными новинками приходится работать разновозрастным учителям, кто-то быстро адаптируется, кто-то медленнее. Что касается интерактивных досок, то первый год, когда они появились, некоторые запаниковали, но сейчас таких проблем уже нет. К тому же дети нас подстёгивают в этом отношении. Ты же не будешь пугаться доски на их глазах. Учителя – грамотный люди, они быстро привыкают к любым изменениям.
Детям подобные нововведения тоже нравятся, главное – использовать возможности имеющихся гаждетов по максимуму. Скажем, если доску использовать только как экран-проектор, такая функция у неё тоже есть, то это неинтересно подрастающему поколению. Smart-доска позволяет создавать уникальные учебные «продукты» как учителям, так и ученикам. Ученики могут демонстрировать свои возможности в сфере использования современных информационных технологий.