В стране Пушкина и Толстого школьники разучились писать сочинение
26 ноября 2015
Автор: "Комсомольская правда"

В стране Пушкина и Толстого школьники разучились писать сочинение

Как написать итоговое эссе не по шаблону и получить лишние 10 баллов к ЕГЭ.

В первую неделю декабря выпускники всей страны будут сдавать творческую работу по литературе. По большому счету, сочинение нужно для того, чтобы получить допуск к сдаче ЕГЭ. Но продвинутые школьники, которым не стыдно за свою работу, могут попросить, чтобы их сочинение учитывали при поступлении в вуз. При хорошем раскладе, это может принести до 10 очков в дополнение к результатам единого экзамена. И это много, особенно, в топовых вузах, где бьются за каждый балл.

Вот только эксперты признали, что в прошлом году оценивать было, в общем-то, нечего. Действительно интересные, яркие эссе можно было пересчитать по пальцам руки!

Ни шагу от шаблона

Дети в упор не хотели отходить от шаблонов, заданных ЕГЭ по русскому языку – столько-то слов, в первом абзаце прописать тему, во втором – два аргумента в ее пользу, в третьем ввернуть цитатку.

– И сочинение, и ЕГЭ по литературе испытывают страшный пресс от экзамена по русскому языку, –  уверена Елена Романичева, профессор Московского городского педагогического университета, председатель предметной комиссии ЕГЭ по литературе. – Дети пишут вторичный текст, созданный по одному шаблону. А ведь у этих экзаменов разные задачи! ЕГЭ по литературе проверяет знания по литературе. А сочинение проверяет умение человека связно рассуждать на заданную тему и выбирать для раскрытия темы определенный материал.

Проблема в том, что готовить детей к этим трем разным экзаменам приходится одним и тем же учителям-словесникам. И это только в выпускном 11-ом классе. А ведь итоговые сочинения по русскому и литературе дети пишут и в девятом. Итого, одному педагогу надо научить детей писать пять разных эссе для пяти разных экзаменов! Остальным предметникам так напрягаться не приходится.

Но за сочинение серьезные оценки не ставятся, лишь зачет-незачет да балл в школьный аттестат. Вот и стараются учителя сами не заморачиваться и детей поменьше грузить.

Про "судьбу человека" больше не надо!

Дело еще и в том, что дети не очень-то заморачиваются с подбором произведений для сочинения. Эксперты, которые проверяли работы выпускников при поступлении в вуз, признаются: после "Судьбы человека", "Гранатового браслета" и "А зори здесь тихие" их теперь с души воротит.

– По "Судьбе человека" написали сочинения процентов 80 наших абитуриентов! – говорит Михаил Павловец, заместитель председателя комиссии по проверке сочинений НИУ Высшая школа экономики. – Ребята приплетали это произведение даже, когда писали на тему человека и природы или связи поколений! Понятно, что у ребенка была заготовка. Он брал книжку, прочитанную в девятом классе, и мог притянуть к ней за уши все, что угодно.

Отличники и победители олимпиад тоже звезд с неба не нахватали. У них самыми популярными произведениями стали "Старик и море", "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", "451 градус по Фаренгейту" и антиутопия "1984".

– Необычное, интересное произведение сразу привлекает внимание проверяющего, они получают приоритет, – отмечает Елена Романичева. – Были случаи, но мало, когда приходилось обращаться к поисковикам, чтобы познакомиться с процитированным произведением. Но не стоит думать, что можно будет обмануть кого-либо выдуманной цитатой или несуществующей книгой –  все-таки, в комиссии сидят опытные люди.

Пишите под конкретный вуз

Главное, что могут посоветовать выпускникам эксперты - пишите сочинение, ориентируясь на критерии вуза, куда планируете поступать.

И вот с этим тоже затык. Одни вузы в прошлом году собирали целые комиссии, которые корпели над детскими сочинениями денно и нощно. Другие просто поставили столько баллов, сколько стоит у детей за сочинение в аттестате. Третьи и вовсе накинули по баллу всем, кто принес свое эссе, не читая.

– Наш вуз вводил четкие критерии, по которым будут оцениваться работы. И к нам сочинения принесли только 80 процентов детей, – приводит цифры Михаил Павловец. – То есть, остальные четко понимали, что у них за эссе, и стоит ли их отдавать на перепроверку. Но были заведения, которые механически ставили детям одинаковое количество баллов просто за сам факт сдачи работы. Об этом пишут на форумах, это прописано в правилах приема этих вузов. И так как первично оценку за сочинения выставляют сами школьные учителя, у них может быть большой соблазн завысить балл своему ученику –  раз уж в вузах эссе все равно не читают.

Самый же главный смысл сочинения для выпускника  –  продемонстрировать комиссии в вузе свою начитанность и широкий кругозор. То есть те вещи, которые к баллам ЕГЭ иначе не приткнешь. Без этого итоговое сочинение превращается в еще один пустой и ненужный экзамен!

– Для школы это эссе – еще одно обременение, поскольку письменные работы там есть и так, –уверен Михаил Павловец. – Школьнику вообще экзамены не нужны, если только они не дают ему выгоды. Инициаторы сочинения смотрели на него, как на способ заставить ребенка сесть за книгу. Но человек либо читает, либо нет. Тянуться за книгой –  это естественный процесс, и пропаганда тут не работает.