"Теперь все ученики, как ежики..."
5 октября 2015
Автор: Екатерина Шутова, "Газета.ru"

"Теперь все ученики, как ежики..."

В День учителя отдел науки «Газеты.Ru» выяснил мнения педагогов из разных регионов России о своей профессии, зарплате и уровне подготовки современных школьников.

В День учителя отдел науки «Газеты.Ru» выяснил мнения педагогов из разных регионов России о своей профессии, зарплате и уровне подготовки современных школьников.

Все учителя, с которыми побеседовал корреспондент «Газеты.Ru», отвечали на следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете уровень подготовки современных школьников? Раньше ученики были сильнее или слабее? С чем это, на ваш взгляд, связано?

2. С какими трудностями вы чаще всего сталкиваетесь на работе?

3. Довольны ли вы своей зарплатой?

 

Евгений Круглов, учитель информатики из государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск» (Ставрополь)

1. Я замечаю, что уровень подготовки школьников с каждым годом становится все хуже и хуже. Можно сказать, что сейчас он просто катастрофический. Это связано с тем, что в школах вместо учебы занимаются подготовкой к ЕГЭ. Дети, поступающие ко мне на курсы олимпиадного программирования, практически не обучены... Среди причин — влияние социальных сетей, игромания. Часто слышу такие фразы: «Ой, на программирование не пойду — там сложно учиться».

При этом, всерьез взявшись за дело, школьники быстро становятся как минимум победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

2. Трудности были всегда, но сейчас главная проблема в том, что дети стали какие-то замкнутые, их трудно вызвать на разговор. Раньше было намного проще: можно было поговорить на различные темы, пошутить, занятия проходили интересно... Теперь все ученики, как ежики, как крепости, которые нужно пробить. Ну ничего, пока получается пробивать!

3. Денег много не бывает, но в принципе их можно заработать столько, сколько позволит желание и здоровье. Главное, чтобы оставалось время на семью и ребенка!

 

Леонид Шкрябин, учитель химии МБОУ «Афанасьевская СОШ» Верхнетоемского района (Архангельская область)

1. Уровень подготовки современных школьников, мне кажется, более низкий по сравнению с прошлыми выпусками. Выделить, кто сильнее или слабее, невозможно. Во все времена были сильные и слабые. А вот заинтересованность к обучению у современных учеников очень низкая. Это издержки информатизации. Современные реформы образования ни к чему хорошему не приводят, а только расхолаживают учеников.

2. Главная трудность в работе — отсутствие заинтересованности у учеников: объясняешь материал в пустоту; недостаточная материально-техническая обеспеченность; равнодушие руководства; большое количество заполнения бумаг и отчетов. И вообще, часто приходится вариться в собственном котле и работать на голом энтузиазме.

3. Зарплатой недоволен, наверное, как и все педагоги нашей страны. Труд учителя должен оплачиваться достойно, и педагог не должен влачить нищенское существование. Пусть депутаты и министры проживут на зарплату в 25 тыс. руб. в месяц, при этом обеспечивая всю семью. А летом пусть съездят на юга на 70 тыс. руб. всей семьей (четыре человека), вот тогда посмотрим.

 

Сергей Крачковский, завкафедрой математики ГБОУ гимназии №1514 города Москвы

1. Уровень подготовки среднего, массового школьника по математике, да и по остальным предметам сегодня крайне невысок. Причин этому несколько.

Во-первых, мотивация школьников к обучению снижена в силу отсутствия прямой зависимости между уровнем знаний работающего человека и уровнем его дохода.

Во-вторых, для успешной сдачи ЕГЭ, во всяком случае на обычный средний балл, достаточный для поступления в большинство вузов, необходим просто навык решения стандартных несложных задач заранее известных типов по определенным шаблонам. Причем для большинства задач в экзамене требуется записать только ответ. Ориентация обучения на эту систему, натаскивание вместо изучения не способствуют развитию мышления и глубине понимания материала.

Вместе с тем подготовка учащихся в ведущих школах остается очень хорошей и может даже превосходить по уровню лучшие образцы школ XX века. Однако таких школ в масштабах страны очень мало, почти все они сосредоточены в крупных городах, прежде всего в Москве и Питере. Их выпускников явно недостаточно, чтобы заполнить места в вузах и вакансии, требующие серьезного уровня подготовки.

Массовая же школа находится в затянувшемся кризисе.

2. Непрестижность учительской профессии в глазах современного обывателя создает колоссальный дефицит квалифицированных учительских кадров, особенно молодых. По моему мнению, именно этот фактор препятствует приходу грамотных молодых людей в школу даже более, чем пресловутая невысокая зарплата.

3. Ситуация с зарплатой тоже, конечно, непростая. Для получения более или менее конкурентоспособной зарплаты учителям, которые хотят достойно содержать семью, часто приходится работать более чем на одну ставку или подрабатывать по совместительству. А ведь в нагрузку входит и проверка тетрадей по вечерам, и внеклассная работа с учащимися, и многое другое. Свободного времени практически не остается. При этом в столице эти проблемы стоят еще не так остро, как в регионах.

 

Алексей Агафонов, учитель информатики и системный администратор МКОУ Пудемской СОШ Ярского района (Удмуртская Республика)

1. Раньше ученики были сильнее, так как были более трудолюбивые. И раньше у школьников было меньше отвлекающих факторов.

2. Главные трудности — нежелание учеников работать, недостаток современных средств обучения.

3. Зарплатой я доволен. Для нашей местности моя зарплата выше средней.

 

Кира Вахрушева, учитель немецкого языка санкт-петербургской классической гимназии №610

1. Сейчас уровень слабее. Связано это с обилием гаджетов и информации вокруг них, из-за чего ученики считают, что можно не слушать, потом, мол, найду, а потом забывают и не ищут.

А еще родители не занимаются детьми, они не приучены слушать и учиться. И очень плохая начальная школа.

2. Некоторые родители, которые не понимают задачи школы или не осознают, что их ребенок неидеален или не тянет.

3. Для школы мне платят неплохо, но побольше было бы приятно.

 

Станислав Дробышевский, кандидат биологических наук, учитель биологии в школах №1434 и №1265 города Москвы

1. Оцениваю как не очень. Я не так уж долго сам преподаю, лет пятнадцать, так что трудно судить. Но все учителя в один голос говорят, что раньше школьники учились лучше. Но такое говорили и древние греки, и кто угодно во все времена.

Не исключено, что дело в том, что нынешним школьникам интересно не то и не так, нежели то, чему их учат.

Одна из главных проблем: многие школьники убеждены, что все уже известно и написано в «Википедии», все есть в интернете.Зачем запоминать, если в любую секунду можно найти. А то, что искать надо уметь, они не знают. Но этому их никто и не учит. А держать в памяти массу информации вроде как уже неактуально.

А то, что еще надо уметь оперировать информацией, тоже для школьников неочевидно. Тем более что тестовая система проверки знаний этого и не предполагает, а выявляет как раз знание фактов, которые можно найти в интернете.

То есть окружающая реальность и учебная реальность, спускаемая на школьников свыше, расходятся диаметрально. Школьники не хотят запоминать бесполезные факты, а проверяются именно они. Школьников надо учить искать факты и оперировать ими, но это программой не предусмотрено, а многие учителя и сами делать это не умеют (на компьютере уж точно).

Так что школьники не глупее, но подход к ним не тот, не учитывает реалий XXI века.

А в итоге многие школьники и впрямь выглядят дебилами. Эрудиция нулевая, способность поиска информации такая же. И конечно, нет никакой мотивации. Зачем школьнику учиться — совершенно неясно. Объяснения, что «только грамотный достигнет чего-то», опровергаются жизненной практикой, которую школьники видят вокруг.

2. С идиотской бюрократией и недостатком времени. Оформление дурацких бумажек отнимает кучу времени и просто тягостно, потому что это заведомо бессмысленная работа. Тут можно много петь про это, но мораль проста: иногда думается, что проще уйти, например, в частные репетиторы, ни перед кем не отчитываться и получать больше денег. И ведь многие так и делают и ничуть не жалеют. Только в масштабе страны это катастрофа.

3. Хочу миллион!

Вопрос в том, доволен какой зарплатой? Каждой конкретной — конечно, недоволен.

Но поскольку я работаю в двух школах и четырех университетах, не считая лекций в АРХЭ и частных лавочках, итоговая сумма у меня набирается приличная. Только вот времени в итоге нет никакого. Очевидно, что эта ситуация ненормальная. Преподаватель должен преподавать в одном месте, иначе получается ерунда.

 

Из высказываний учителей, попросивших остаться анонимными

«Сегодня у учеников совершенно иные идеалы — их восхищают олигархи, они ставят деньги выше культуры и образования. Их словарный запас меньше, чем у Эллочки Людоедки, и мыслят школьники убого и примитивно» (Крым).

«Главная трудность — постоянные бумажки, в которых приходится врать, отвечая на вопросы чиновников, не имеющих никакого представления о жизни школы» (Орел).

«Всем нужны только репетиторы, а школьные уроки не нужны никому» (Владимир).

«В нашем городе, например, куча ненужных мероприятий, в которых только попробуй не прими участие» (отвечающий попросил не указывать регион).

«Ставка учителя — это насмешка общества, детей которого учит и воспитывает учитель» (Великий Новгород).

Читать подробнее.