Музыка помогает учиться
Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать звуки самого разного тембра, высоты и т. д. То же самое требуется и при изучении другого языка – мы должны чётко слышать звуки речи, какой бы невнятной она ни была, и чувствовать интонацию говорящего. Могут ли в таком случае занятия музыкой простимулировать академические успехи в языковых предметах?
Нина Краус и её коллеги из Северо-Западного университета выбрали 40 подростков, поступивших в среднюю школу, за чьими успехами они следили до последнего курса. Половина учеников записались на музыкальные занятия, на которых они 2-3 часа в неделю на каких-то инструментах; другая половина ходила на занятия молодёжного отделения Учебного корпуса офицеров запаса, где примерно то же время (2-3 часа неделю) тратилось на разнообразные физические упражнения. Все участники эксперимента посещали одни и те же школы и принадлежали к семьям с не слишком высоким достатком.
Успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимались музыкой. Разумеется, одними лишь сравнениями школьных оценок исследователи не ограничились – записи мозговой активности, сделанные в начале обучения в средней школе и потом, через три года, указывали на то, что области, отвечающие за распознавание звуков, у «музыкальных» учеников развивались быстрее. Мозг тех, кто играл на музыкальных инструментах, с большей чувствительностью реагировал на звуковые оттенки, и это, по-видимому, давало свои плюсы и в изучении языка. Результаты исследований опубликованы в журнале PNAS.
Здесь можно вспомнить другую статью, которую в 2013 году опубликовали сотрудники Эксетерского университета. Они выяснили, что и чтение с точки зрения физиологии мозга может быть сродни слушанию музыки – оказалось, что любимые книги будят в нашей голове те же зоны, которые отвечают за музыкальные переживания. Правда, в тех экспериментах участвовали студенты-словесники, и было бы, конечно, интересно провести такое же исследование, но уже с теми, для кого занятия литературой не являются профессиональным выбором. Тем не менее, как видим, музыка является языком не только с точки зрения семиотики, эстетики и пр., но и с точки зрения нейробиологии, и вывод этот в данном случае основан на данных о работе мозга. (Для тех, кто вдруг не согласится с таким выводом, скажем так: у музыки и «обычного» языка очень, очень, очень много общего.) Если же говорить о каких-то практически-образовательных следствиях из новых данных, то тут придётся признать, что занятия музыкой в детстве не так уж бесполезны, как может показаться, и что они в прямом смысле помогают развить владение речью и языком. С другой стороны, от музыки ребёнку есть и сугубо психологическая польза: буквально полгода назад мы рассказывали об исследованиях психологов из Вермонтского университета, которые пришли к выводу, что занятия музыкой помогают детям управлять собственными эмоциями, усиливают внимательность и уменьшают тревожность