О школе, подожженной сразу с шести концов
17 июля 2015
Автор: Анатолий Шперх

О школе, подожженной сразу с шести концов

Анатолий Шперх: "...от школы осталась одна видимость, да и та растает, как дым, через пару-тройку лет..."

Формально школа ещё работает. Миллионы учителей первого сентября придут на работу. Десятки миллионов учеников с ранцами и букетами цветов придут в классы. Но это они сделают только по инерции.

Потому что никакой нужды в институции, именуемой «школа» уже нет. Забудьте. И, если вы планируете обучение своих детей, не рассчитывайте на школу. Потому что от школы осталась одна видимость, да и та растает, как дым, через пару-тройку лет.

Не верите? Давайте проанализируем. Для чего мы отдаем ребенка в школу? Чтобы выучился? Увольте, тысячи способов самообразования — начиная от модных массовых дистанционных курсов а-ля «Академия Хана» и заканчивая репетиторами, которые подготовят в сто миллионов раз лучше, быстрее и эффективнее, чем школа во дворе.

Социализация, общение со сверстниками? Помилуйте, один нормальный летний лагерь сделает для социализации ребенка больше, чем одиннадцать лет бесцельной толкотни в школьных коридорах.

Нет, правда, объясните мне, зачем нужна школа сегодня? Что она может дать такого, чего не могут дать родители, переведя ребенка на семейное обучение? Или на заочное, экстернат или дистант? Да, в общем, ничего.

Сегодня у массовой школы есть только одно преимущество: она «бесплатна». Потому что любая другая форма образования связана с серьёзными затратами. И не только финансовыми. Она «бесплатна» ещё и тем, что снимает всякую ответственность. Отдав ребёнка в школу, среднестатистический родитель может не думать о результате. «Пусть думают профессионалы. Им за это деньги платят. Пусть учат. Чему надо».

А чему надо? И кому надо? Об этом не принято задумываться. Построенная по фабричной модели индустриального общества, наша школа по инерции тащит в XXI век разделение предметов, классно-урочную систему и балльную аттестацию. Это те священные коровы, на которые невозможно покуситься, потому что «так было при бабушке».

Помните, какие нешуточные страсти возникли, когда всех возмутил проект стандарта, разделившего все школьные предметы на обязательные и необязательные. Причём в первую группу попали физкультура, «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), курс «Россия в мире» и индивидуальный проект, а математика, русский и литература — в необязательные. По сути, это была попытка революционных изменений в школе. Не хочу сейчас оценивать тот проект, но возмущение было настолько мощным, что большинство недовольных даже не удосужились прочитать проект стандарта. Школа покачнулась, но устояла. Всё должно быть так, «как при бабушке».

Мне иногда наша школа напоминает машину, сделанную в стиле стимпанка. Кто не знает, это направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.

Вспомним фильм «Сибирский цирюльник» и изобретателя Дугласа МакКрэкена. Его гигантская машина поражала воображение. Вот такая и наша школа. Огромная, неповоротливая, пыхтящая паром и сверкающая золотом.

Стимпанк во многом жанр «визуальный» — клубы пара, блестящие медные детали, викторианские костюмы… Всё это смотрится очень зрелищно. Вот только КПД у паровоза — 4%.

Наша школа во многом похожа на эту машину. Созданная в век пара, она до сих пор носится по российским (и не только) дорогам, увязая в их непролазной грязи и методично рубит дерево за деревом. Новый лес нарастает позади, но машину это не останавливает.

Да, стимпанка на наш век хватит. Потому что, как говорится в старом анекдоте, «во-первых, это красиво». И всё же школе приходит конец. Школа, как «Воронья слободка» из романа И.Ильфа и Е. Петрова, обречена. Помните?

Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И действительно, в двенадцать часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов.

 

Давайте разберем несколько этих самых концов.

Первым концом, пожалуй, являются деньги. Я писал уже выше, что массовая государственная школа бесплатна. Бесплатна она, конечно, условно, ибо в последние годы родителям приходится оплачивать из своего кармана всё больше и больше «дополнительных услуг», которые оказываются вынесеными за основные функции школы. В принципе, к этому мы уже привыкли, и родители готовы платить школе за хорошее образование. Но колокол, как всегда, грянул неожиданно. Потому что в последний год мы начали говорить уже не об оплате за дополнительные услуги, а о «тотальном безденежье» школы. Частные случаи превратились в систему и стали её ядром. Денег у государства на школу нет. И, похоже, не будет.

Конец второй. Сверхцентрализованная авторитарная система контроля и мелочного надзора убивает учителя.

И это очень серьезно. Потому что очень обидно, когда тебе не доверяют. Когда проверяют каждую мелочь и следят за каждым росчерком пера. Главное качество, которое замечаешь, глядя на большинство учителей — усталость. Усталость от чрезмерной нагрузки, от очередных идиотских указаний, от постоянных проверок, подозрений и указаний. А главное желание усталого человека — чтобы от него все отвязались, чтобы он не обязан был ни о чем думать и ни за что отвечать.

Третий конец, с которого школа оказалась подожжена, очень связан со вторым.

Информационные технологии показали, что образование совсем не про то, что мы думали: не про информацию и даже не про знания-умения. Оказалось, сущность образования — в отношениях особого рода. Именно за ними ребенок приходит в школу. Ради них он готов терпеть весь этот бедлам в школе.

Ребенок приходит к Учителю. Так за чем же он будет приходить, если в школьном здании останутся только усталые люди, выполняющие сотни циркуляров и инструкций?

Я перечислил три конца, с которых подожжена сегодня наша школа. Про другие три писать не буду. Назову их конспективно.

Это, прежде всего, зарегулированность школы как институции. Уже сейчас в школе не может работать человек без педагогического образования. Хорошо ли это? Руководитель Летней школы журналистики Григорий Тарасевич на вопрос: «Смогу ли я работать журналистом, не имея специального образования?», очень любит отвечать:

Это очень трудно, почти невозможно, нужно очень много учиться и переучиваться для того, чтобы стать журналистом, если у вас уже есть специальное журналистское образование.

Это важный момент. Нам не нужны дилетанты. Но только дилетанты могут сделать прорыв. Ковчег построил любитель, профессионалы построили «Титаник». Мы строим «Титаники».

Следующее — это уверенность в том, что, совершив определенные действия, мы неминуемо получим на выходе образованного человека. Механистичный подход к процессу обучения сгубил многих. Мы уверены, что единожды найденная практика будет работать везде и всегда. Что удачный урок можно повторять снова и снова. Но дети — не болванки. Что прекрасно ложится в голову одного, может спокойно отлетать от другого.

И, наконец, последнее. Мы часто уверены, что школа — это наше всё. Что она стопроцентно владеет умом учеников, что слово учителя отливается в граните и запоминается навсегда.

Это — миф.

Но есть надежда, что школа все-таки выстоит.

Иначе я сам не стал бы работать в школе. А я всё же 1 сентября вместе с 1,86 миллионами других учителей снова встречу у школьного порога учеников и скажу им: «Здравствуйте, соскучились?».

И, даже если они солгут в ответ, я знаю правду. Школа никуда не исчезнет. Потому что школа — это не стены и не идиотские инструкции. Школа — это учитель. Как пишет Иван Травкин, «школа там, где учитель — в этом и заключается его роль».

Школьные стены могут сгореть, рухнуть или раствориться. Но всегда будет возникать потребность в учителе. И вокруг учителя неминуемо возникнет школа.

Самым главным недоразумением нашего времени является вера в то, что школа — эта та самая стимпанковская машина. Здание, уроки, расписание, оценки. Учителя и завучи, чиновники и проверяющие. Нам кажется, что именно это и есть школа.

Но это не так. Пространством школы на самом деле служит всё пространство города, в котором мы живем. «Школа есть место для обучения — место, где обучают, а не просто учатся», отмечает И. Травкин. То есть школа вовсе не привязана к месту, к инфраструктуре. Учитель может превратить в школу любое место, важно только превратить опыт взаимодействия с окружающим пространством в содержание учебной ситуации.

«Перевод опыта в содержание учебной ситуации — одна сторона роли учителя в медийном городе, вторая — это поддержка социальных практик, создающих места для обучения, т.е. места, где он мог бы воспроизводить и развивать учебные ситуации. Мобильность не означает, что школа везде, но что школа следует за учителем: используя медийные сервисы и учитывая контекст «граничащих» мест, он может влиять на информационные потоки, внедряя учебный процесс, либо создавать возможность для такого внедрения».

Но из сказанного следует, что и любой ученик может стать учителем. И, более того, должен им становиться. Для своих родных, друзей, коллег. Все мы — и учителя, и ученики — звенья одной цепи. Узлы сети, которые в зависимости от ситуации могут и учить, и учиться.

Нет никого, кто умнее всех. Кто мудр? Тот, кто учится у каждого.

Но, кажется, это может означать только одно. Школа всё-таки не обречена?

Читать подробно.