Учителя без технологий
14 октября 2014
Автор: Колетт Колман, NEWTONEW

Учителя без технологий

Рынок образовательных медиа-технологий растет, а каждый второй учитель по-прежнему чиркает мелом по доске.

Вот парадокс: рынок образовательных медиа-инструментов разросся до таких размеров, что в нём запросто можно заблудиться, а на уроках до сих пор главными орудиями учителя остаются мел и доска. Максимум — PowerPoint. Почему так?

Чуть ли не ежедневно выходят новые образовательные продукты; магазины мобильных приложений ломятся от обучающих программ; создаются всё новые и новые проекты, помогающие системе образования выйти на новый уровень; появляется целая философия революционного подхода к обучению… А дело не продвигается дальше электронных дневников, обновляемых раз в две недели, школьных веб-сайтов, которыми пользуются только для того чтобы найти телефон завуча, и непопулярных сообществ в социальных сетях.

Вот, например, замечательное YouTube-видео, в котором прекрасно сочетается радость от робота, позволившего приболевшему ученику присутствовать на уроке, и фраза «Главное, чтобы новинки технологии помогали учиться, а не мешали». Чувствуете? Новым технологиям одновременно и рады, и боятся их. 

Человек, знакомый с системой образования только на уровне «да я сам учился в саратовской школе № 666, всё плохо, там компьютеры до сих пор на Windows NT работают» или по сериалу «Школа» Валерии Гай Германики, обычно видит две проблемы: учителя плохие и ленивые, государство жадное и равнодушное.

На самом деле нет. Если подумать, не так и сложно найти обоснование тому, что в школах учителя по-прежнему кладут на стол классный журнал, а не электронный планшет. 

Причина № 1. Учителя правда загружены по уши.

Поставьте себя на место учителя, годами накапливающего опыт, подстроившего учебный план под себя, знающего каждый изъян в имеющемся материале, — захочет ли он использовать непроверенный инструмент на своих занятиях? Добавьте к этому ежедневную работу по составлению и заполнению документации, классную работу и ведение отчётности.

Большинство существующих сейчас образовательных медиа-приложений всё ещё воспринимается как диковинка просто потому, что прошло не так много времени с их появления. Сравнительно недавно учителя стали воспринимать презентации PowerPoint как знакомое и родное средство подачи информации, а ведь он существует уже почти четверть века.

Вывод: электронные образовательные технологии должны быть просты в изучении не только для учеников, но и для учителей.

Причина № 2. Учителя — не самодостаточные единицы.

Вспомните фильм «Общество мёртвых поэтов». Прекрасного учителя словесности изгоняют из школы и обвиняют в трагическом самоубийстве ученика. Просто потому, что он вёл свои уроки слишком свободно, не в соответствии с установленными стандартами. Учитель — это человек, которому приходится иметь дело с правилами и следовать им хотя бы для того, чтобы иметь возможность менять мир к лучшему. Пусть не одним махом, а постепенно.

Именно поэтому учитель не может использовать на уроке тот или иной подход просто потому, что он ему нравится. Ему нужно пройти мучительный этап согласований и одобрений со стороны руководства, если он не хочет проблем в будущем.

Вывод: создателям электронных обучающих технологий необходимо позаботиться о том, чтобы их продукт легко интегрировался в существующий учебный план и соответствовал требованиям образовательных стандартов.

Причина № 3. Рынок приложений переполнен.

В текущей ситуации действительно сложно ориентироваться: сотни онлайн-курсов, обучающих веб-сайтов, мобильных приложений, полезных гаджетов и девайсов, десятки разновидностей предлагаемой деятельности в школе. А уж сколько публикуется исследований о том или ином IT-продукте в сфере образования! Среди этого неиссякаемого вороха информации скромному учителю химии из Челябинска сложно выделить то, что пригодится лично ему на его уроках.

Вывод: производителям и разработчикам технологичных образовательных решений прежде всего необходимо идти в школы, говорить с учителями и директорами, показывать им свои продукты. Как это делают медицинские представители в сфере фармакологии, например.

Причина № 4. Страх перед новым.

Действительно страшно заменить тетради и ручки на айпэды. Если к интерактивной доске достаточно легко привыкнуть как к современной и удобной замене традиционному мелу и тряпке, то выдача электронных планшетов в руки детям воспринимается скорее как мина замедленного действия. Страшно, что вместо выполнения задания ученик примется смотреть картинки в соц.сетях. Страшно столкнуться с проблемами подключения к сети и потерять половину урока на её устранение. Страшно потерять контроль и визуальный контакт, когда лица детей скрыты за экранами ноутбуков.

Вывод: учителям нужно дать уверенность в надёжности и безопасности предлагаемого решения.

Причина № 5. Неукомплектованность.

Даже в столичных школах по сей день отнюдь не каждый школьный кабинет имеет в распоряжении видеопроектор, что уж говорить об обеспечении каждого ученика учебным планшетом. Да, программы поддержки технологического обеспечения школ работают, но на их реализацию требуется время. На календаре двадцать первый век, но наступил он ещё не в каждом дворе и не в каждой школе.  

Вывод: школам необходимо принимать активное участие в государственных программах развития информационных технологий в образовании; простое ожидание ни к чему не приведёт. 

Если вы, прочитав материал, скептически и малодушно подумали: «Конечно, как же иначе, у нас в России образование отстаёт чуть ли не на двести лет, чего ещё ожидать…», начните немедленно стыдиться. Откроем вам секрет: все проблемы, приведённые выше, описаны бывшей американской учительницей, а ныне маркетологом образовательного стартапа Колетт Колман. Можете смело заменить «Челябинск» на «Лос-Анджелес», ситуация одинакова для всех. Не верите? Вот источник.

Источник на русском.