Вирус инфантилизма: есть ли лекарство?
3 сентября 2014
Автор: Павел Зыгмантович, ТЕЗИС.ru

Вирус инфантилизма: есть ли лекарство?

На уровне психологическом главная угроза человечеству - это инфантилизм.

Недавно прочитал, что лихорадка Эбола является главной угрозой человечеству. Наверное, это так. На уровне физическом человечество, возможно, должно бояться этого вируса. А на уровне психологическом главная угроза человечеству — это инфантилизм.

Чтобы не было разночтений, договоримся о терминах. Инфантилизм — это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это неспособность самостоятельно обеспечивать своё выживание, сосредоточенность на себе и отказ учитывать интересы других людей, а также плохая оценка отдалённых рисков (соответственно, взрослый человек способен самостоятельно выживать, учитывать интересы других людей и оценивать отдалённые риски).

Такой человек является «носителем» инфантилизма, поэтому я называю его инфантилом. Инфантильному человеку очень тяжело иметь свое мнение, думать свои мысли, совершать свои поступки. Отсюда стремление найти хоть кого-то, кто мог бы принимать решения за него и — в идеале — совершать за него действия. Ну, или на худой конец — отвечать за то, что сделает инфантил.

Инфантилизм — бич современной постиндустриальной цивилизации, и распространён более чем широко. И у нас, и на Западе инфантилизм напоминает пандемию.

КАК ОБЩЕСТВО ДЕЛАЕТ ИНФАНТИЛОВ

Может показаться странным, но формирование инфантильного человека, хотя и начинается в детстве, особенно активно идёт в подростковом возрасте.

Другими словами, у подростка всегда есть шанс перестать быть инфантилом, даже если родители всю жизнь держали его за руку. В подростковом возрасте абсолютно у каждого есть шанс повзрослеть. Как это происходит?

В подростковом возрасте у каждого человека есть три основные задачи: научиться взаимодействовать с противоположным полом, сформировать мировоззрение и научиться самостоятельно обеспечивать своё существование.

Очевидно, что если подросток в возрасте «немного после четырнадцати лет» качественно прорабатывает задачу «научиться самостоятельно себя обеспечивать», то никакого инфантилизма у него не будет. Ведь инфантилизм, как мы помним, это в первую очередь неумение самостоятельно обеспечивать себя.

В теории всё хорошо и гладко, но есть один нюанс.

Дело в том, что сам подростковый возраст — явление не только возрастное (простите за тавтологию), но ещё и культурно-историческое.

Это удивительная для большинства людей новость, но подросткового возраста не было вплоть до девятнадцатого века. Сам по себе возраст «от четырнадцати до восемнадцати» присутствует у всех без исключения представителей рода человеческого. Но только в определённых обществах этот возраст становится особенным и получает название «трудного» или «переходного».

В созревании человека выделяются три направления (классик советской возрастной психологии Л.С. Выготский называл их точками созревания). Направления такие: органическое, половое и социальное созревания.

Органическое созревание — это развитие мышц, мозга, координации движений, речи и прочих процессов организма, за исключением половой сферы. В результате органического созревания получается физически и психически полноценный человек (опять же — за исключением половой сферы).

Половое созревание — это развитие первичных и вторичных половых признаков, овуляции, менструации, поллюции и прочие сопутствующие процессы. В результате получается человек, способный к размножению.

Да, половое созревание является частью созревания органического, но оно настолько важно, что его выделяют в отдельное направление.

Социальное созревание — это усвоение норм и правил данного общества, получение прав и обязанностей, умение в нём жить, находить своё место, встраиваться в ткань общественных отношений, быть полноценным членом общества.

До XIX века две из трёх линий шли в одном темпе, а третья выбивалась. Разумеется, речь идёт о линии органического созревания. Ведь формирование организма полностью заканчивается к двадцати пяти годам. А вот рожать и быть «субъектом общественных отношений» можно в четырнадцать лет.

Чего далеко ходить — возьмём известнейшую пару: Ромео и Джульетта. Сколько им было? Про Ромео точных данных нет, а вот про Джульетту всё предельно ясно — без двух недель четырнадцать лет (разговор леди Капулетти и кормилицы).

Даже нет четырнадцати, а она уже вполне самостоятельный человек. Не говоря уже о Ромео, который предположительно всего на два года старше. У него уже есть шпага, он участвует в поединках и убивает врагов. По нашим представлениям, он совсем ещё мальчишка. А по тогдашним — нормальный молодой мужчина.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Как же получилось так, что сейчас в шестнадцать лет человек — ещё не взрослый? Что изменилось?

Изменилась скорость созревания по социальной линии. Ромео в социальном и половом созревании шёл с одинаковой скоростью. Он получал все права и сопутствующие обязанности одновременно с половым созреванием. Или наоборот: половое созревание случалось одновременно с получением прав и наложением обязанностей.

А его теперешний сверстник в свои шестнадцать лет в социальном плане — обычный школьник. Или студент. В любом случае — учащийся. Он полностью зависим от родителей, потому что они его содержат, пока он учится.

Получается странно — человек учится, это правильное и полезное дело, но оказывается, что оно ведёт к инфантилизму. Как так? Что за парадокс?

А парадокс простой — подросток не учиться должен, а работать. Точнее, учиться через работу.

А подросткам работать не дают. Мол, твоё дело учиться, наработаешься ещё! При этом подростки очень хотят работать — но не дают.

Вот она — причина развития инфантилизма в постиндустриальном обществе. Граница активной трудозанятости отодвинута просто неимоверно. Другими словами, чем позже человек начинает активно работать, тем больше у него шанс остаться инфантилом.

Четырнадцать лет — это начало сензитивного периода для усвоения умений самостоятельного обеспечения своей жизни.

Сензитивный период — это период наибольшей расположенности к усвоению и формированию у человека определенных психологических свойств и видов поведения. Так, от года до двух — сензитивный период к прямохождению. От года до шести — к речи.

Давно известно: дети-маугли, выращенные животными, не могут нормально освоиться в человеческом обществе. Более того, чем раньше они попали к животным, тем меньше шансов, что такие дети смогут освоить язык и прямохождение. Просто упущен момент.

Так и у нас. Если подростку не дают работать (хотя у него есть на это законные права), из него растят ребёнка-маугли. Который пропускает свой сензитивный период и уже не может так легко и просто научиться обеспечивать себя самостоятельно. Фактически — это искалеченный ребёнок.

Какой же выход? Изменение системы образования таким образом, чтобы дети начинали работать ещё в школе. Рабочий день, конечно же, должен быть неполным — ведь это подросток, он не до конца сформировался. Возможно даже, достаточно будет трёх дней в неделю.

При таком подходе есть большая вероятность, что инфантилов в обществе станет меньше.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОВЗРОСЛЕТЬ

Самостоятельность

Давайте ребёнку возможность сделать что-то самостоятельно. Да, это может быть больно. Ну и что? Пусть это будет больно и страшно, пусть. Некоторые ошибки просто необходимо совершить. Некоторые шишки набить — обязательно.

Давайте ребёнку свободу в определённых рамках. Обеспечьте фоновую безопасность и дайте ребёнку пробовать.

Учёт интересов других людей

Соблюдайте простое правило: «Прежде чем делать, убедись, что ты никому не мешаешь». Если мешаете — подумайте, можно ли сделать так, чтобы не мешать. Это не всегда возможно, но думать и искать варианты надо.

И детей приучайте к тому же самому. Рассуждайте с ними, думайте вместе — как можно поступить так, чтобы не мешать другим, как можно учесть их интересы.

Из самого простого: объясняйте детям, почему оставляете бумажку с номером сотового телефона под лобовым стеклом. Этого уже будет достаточно.

Планирование

Учите ребёнка составлять планы и продумывать свои действия. Ситуаций, где можно тренировать такое умение, хватает.

Например, собирая детей к бабушке, попросите их подумать, какие игрушки с собой возьмут. Составьте вместе список, и не берите ничего, кроме того, что есть в списке. Если потом, уже у бабушки дети спохватятся, что что-то забыли, ничего не привозите. Это урок для них. В следующий раз будут планировать лучше.

Ответственность

Ответственность — это принятие того факта, что последствия наступают после наших действий. И, следовательно, это мы их вызвали. И расплачиваться — тоже нам.

Увы, часто взрослые не позволяют детям столкнуться с последствиями своих действий. Как часто бывает: ребёнок накуролесил, взрослый исправил, а ребёнка наказал. Вот и ошибка. Исправлять должен не взрослый, а ребёнок. Взрослый может подсказать, поддержать морально, может быть, чуть-чуть подтолкнуть. Но исправлять должен ребёнок! Понятно, что не всегда ребёнок может исправить то, что натворил. Но он всегда может поучаствовать в исправлении.

Нагружайте, нагружайте детей ответственностью. Они потом только спасибо скажут.

Лучшее — взрослым

Непонятным образом в нашей культуре распространилась идея «всё лучшее — детям». Детям достаются самые лакомые куски, самые лучшие места, самые приятные поблажки.

С одной стороны, это понятно — ребёнка хочется баловать. Он такой умилительный со своими веснушками, детским лепетом, вихрами и царапками на коленях… Как ему отказать? Бери самую вкусную конфетку. Вообще — бери все конфетки, ты же ребёнок.

А с другой стороны, это предельно вредная стратегия. Она однозначно показывает — быть ребёнком лучше, чем быть взрослым. Посмотрите внимательно, что выучивает ребёнок, которому всё достаётся только за то, что он ребёнок.

1. Слабым быть лучше, чем сильным. Если ты слабый и плачешь, тебе всё простят. Если ты сильный, тебе нельзя плакать, и с тебя спрос больше.

2. Беспомощным быть лучше, чем самостоятельным. Если ты беспомощный, за тебя всё сделают. Если ты самостоятельный, тебе придётся всё делать самому.

3. Маленьким быть лучше, чем взрослым. Если ты маленький, тебе всё дают. Если ты взрослый, ты во всём уступаешь.

Воспитание становится правильным тогда, когда ребёнок получает чёткий сигнал и делает чёткий вывод — взрослым быть лучше, чем ребёнком. Помогите ребёнку понять — если ты взрослый, тебе достанется лучшее. Если ты взрослый, у тебя больше прав.

При таком воспитании ребёнок очень быстро всё понимает и разворачивается туда, где лучше. В нашем случае — в сторону взрослости.

Воспитывайте детей правильно, и это принесёт вам бонус — когда-нибудь дети скажут вам «Спасибо за воспитание».

Источник.