На обочине онлайн-образования
7 августа 2013
Автор: Антон Ключкин, Лента.ru

На обочине онлайн-образования

Российская система образования пока не использует сетевой ресурс.

Размещенные в открытом доступе в Сети бесплатные учебные курсы (MOOC — Massive Open Online Courses) стали одной из основных тем мирового образовательного дискурса. Лидирующие университеты США спровоцировали лавинообразное производство образовательного контента, а созданная в США Khan Academy кардинально меняет школьное образование. Интерес российских участников образовательного рынка к опыту коллег остается невысоким, а наработки российских инноваторов от образования в лучшем случае вызывают сочувствие.

В США перегретый рынок предложения образовательного контента развивается пугающими темпами. Первые действительно успешные МООС появились в последние два года, но уже сегодня ряд общепризнанных лидеров в этой отрасли задает единые международные стандарты для создания успешных МООС, хотя процесс осознания вновь открывшихся возможностей онлайн-обучения, можно сказать, еще только начался. Например, компания Coursera, предлагающая курсы от лучших университетов мира, разработала специальную технологию для борьбы со списыванием, которая позволяет удостоверить личность студента с помощью веб-камеры и замера его ритма набора текста на клавиатуре.

Сеть все громче заявляет о себе как о второй альма-матер для любого ориентированного на обучение студента. И удивительно, что российские вузы пытаются держаться в стороне от дебатов на эту тему, не говоря уже о попытке встроиться в процесс. В итоге ситуация с доступными знаниями в России выглядит, грубо говоря, следующим образом. Если завтра во всем мире исчезнут школы и вузы, а российские парламентарии ограничат доступ в интернет кириллическим сегментом Сети, то Россия, в отличие от тех же США, прямиком отправится в каменный век образования: отдельные крупицы информации в Рунете найти еще возможно, но составить из них сколько-нибудь полноценную учебную схему будет крайне затруднительно.

Собственного опыта по организации чего-то, хотя бы отдаленно напоминающего MOOC, российские вузы, ключевые игроки мирового рынка образования, не накопили. Лишь Санкт-Петербургский государственный университет заявил о том, что ведет переговоры с Coursera о размещении собственных курсов, в том числе русскоязычных. Российская система образования, «выключенная» из мировой образовательной повестки, продолжает (за исключением некоторых вузов) вариться в собственном соку. Сегодня вузы, образующие вершину российского образования, настолько обособились, что конкурировать им попросту не с кем, а конкурировать за иностранного студента еще и незачем. Между тем именно опасения навсегда отстать в борьбе за первые места на глобальном рынке образовательных услуг и спровоцировали в свое время активное участие иностранных вузов в гонке.

Впрочем, и у частного сектора в России дела обстоят немногим лучше. Отдельные его представители либо воспроизводят такие проекты, как TED, либо организуют курсы с целью заработка на профессионалах, копируя аналогичные зарубежные проекты. Мало кто ставит своей целью обучать миллионы. Еще меньше людей понимают важность открытого образования. Образование в стране остается делом прежде всего государства, присвоившего себе монополию на знание как в медийной сфере, так и в образовательной, а уже сильно потом — делом частного сектора. 

Нельзя сказать, что Россия напрочь обделена проектами в сфере онлайн-образования. Развивается, к примеру, проект interneturok.ru, предоставляющий пользователям доступ к тысячам бесплатных видеозаписей школьных уроков. Еще один известный проект запущен при поддержке Росмолодежи — это медиатека «Лекториум», где вузы и отдельные лектории публикуют видеовыступления своих лучших лекторов. Существует бесплатное дистанционное обучение в Национальном открытом университете «ИНТУИТ», бесплатные курсы по программированию, бесплатные банки лекций, бесплатный, перспективный, но пока недоразвитый клон платформы Udacity — Hexlet. Но, к сожалению, все эти проекты с трудом можно назвать популярными даже в российском масштабе, не говоря уже об их значимости для международного рынка. Кроме того, большая часть из них выстроена по традиционной для российского образования методике, а новации заключаются лишь в том, что данные материалы выложены в Сеть.

При этом даже поверхностное знакомство с российским рынком образовательных программ в Сети позволяет предположить, что россияне, понимающие важность формирования открытого банка знаний, являются то ли последними снобами, то ли технологическими профанами. Доступность и структурированность материала для студента, который берется изучать что-либо «с нуля», ниже всякой критики: в лучшем случае вы получите сложнейший курс, нацеленный на состоявшегося профессионала, в худшем — беспорядочный набор образовательных видео, которые никто не потрудился структурировать. Наконец, судя по визуальному оформлению подобных проектов, можно заключить, что части авторов в целом совершенно неважно, сможет ли кто-нибудь в реальности воспользоваться их наработками.

Читать полностью.

На ту же тему - интервью с основательницей проекта Coursera и профессором Стэнфордского университета Дафной Коллер,