Не учим, а калечим
23 мая 2013
Автор: Ольга Лаптева, "Сноб"

Не учим, а калечим

Частное мнение о школьном образовании в России.

Вчера начала смотреть серию научно-популярных фильмов "Как устроена Вселенная". Мне было очень интересно, - редко бывает настолько сильно интересно. Самое сильное впечатление произвела вторая часть про черные дыры. Поражала красота вселенной, красота теорий, увлеченность ученых. И было длительное ощущение, что я являюсь частью этого удивительного огромного мира. 

Я узнала столько всего удивительного, что поняла, что за все время обучения в школе я узнала гораздо меньше об окружающем меня мире, чем всего за один вчерашний вечер. Это может показаться преувеличением, но я определенно могу сказать, что если бы в школе мне хоть что-то было так же интересно, я бы это запомнила. 

Я училась в спецшколе, которая считалась чуть ли не лучшей в Москве. Там пробовали разные нововведения и иногда попадались более-менее адекватные учителя (которые хотя бы не орали и не унижали). И все равно - все эти годы я сейчас воспринимаю, как выброшенное на ветер время. Все эти 10 лет я могла бы заниматься интересными мне вещами, учить то, что мне интересно, исследовать мир. Все, что я зазубрила в школе, а потом в институте, уже давно выветрилось из моей головы. Все практические навыки, которые я вынесла из школы, я могла бы освоить максимум за полгода, - настолько этого было мало. Ничего интересного из школы не помню. 

Единственный нужный навык, который я приобрела в школе - это знание английского языка на довольно приемлемом уровне. Вот только незадача - для того, чтобы выучить язык до такого уровня, мне потребовалось целых 10 лет. А когда мне надо было выучить иврит, например, совсем не похожий на все остальные язык, то уже через полгода усердного обучения я говорила на том же уровне, что и на английском после школы. Этого уровня хватило на то, чтобы меня взяли на работу, где мне надо было постоянно говорить на иврите. И еще через полгода я говорила совершенно свободно на любые бытовые темы.

У меня возникло отчаяние, когда я в очередной раз поняла, насколько же уродливо современное школьное образование. Все эти учителя (ну или подавляющее большинство) попросту убивают все интересы на корню. У детей нет даже возможности понять, что им на самом деле интересно, что их увлекает. С самого начала им вместо живой и понятной науки подсовывают какую-то суррогатную хрень с непонятным назначением. Да, конечно, изредка попадаются дети, которые сохраняют свой интерес, несмотря на все это оболванивание. Но это все же исключение. И таких детей могло бы стать гораздо, гораздо больше. 

Отлично помню уроки физики, на которых я ни черта не понимала, да в общем и никто в классе не понимал. Тошнило от одного слова "физика". Это слово было связано только с принудительным зазубриванием формул и решением идиотских задач. Я даже смутного представления не имела, насколько может быть красивой и интересной физика, когда воспринимаешь ее живой, связанной с тобой, а не как формулы, предельно оторванные от жизни. 

Что из себя представляет современное образование? Занудное заучивание горы фактов, 90% (если не все 99) из которых потом никак не пригодятся. Взять ту же физику. Я не понимаю, почему так важно, чтобы ребенок начал учить физику именно в 12 лет? Если у него есть интерес, то, конечно, пусть учит и в 12, и в 5 (мне известны такие случаи). Но если интереса нет, то для чего заставлять его разбираться в физике? Для какой цели преподавать физику всем поголовно? Это кажется дичайшим абсурдом. У каждого человека должно быть право изучать такие науки в том возрасте, когда ему это будет интересно, будь то 5 или 45 лет. Потому что у этого нет никакого практического предназначения, если человек не работает в этой области.

Говорят, что изучение таких наук развивает мозг. Но что именно развивается-то, если человек ненавидит то, что учит, не понимает, не чувствует, просто учит абзацы наизусть? Заучивание формул и правил никогда не приведет к тому, что человек станет глужбе, что он получит хоть что-то от этого обучения, кроме тренировки памяти. Получается, что при таком безрадостном обучении ничего, кроме памяти не тренируется (и то спорно). Но для развития памяти можно найти кучу интересных штук. Сейчас в инете можно найти кучу увлекательных головоломок, коротких интеллектуальных игр. Если бы у нас такое было в школе, это было бы офигенно. Вместо сложных и не интересных нам предметов мы могли бы тренировать свой интеллект, играя, увлекаясь. 

Мне очень понравилась книжка Гатто, американского учителя по математике, - "Фабрика марионеток". В ней он очень живо и ясно описывает, как ужасно то, что школа сделала с математикой. Например, считается, что это некий обязательный предмет, который должны учить дети во всех школах. Никто при этом не задумывается, почему это так обязательно. Да, без таблицы умножения, без элементарных навыков сложения-вычитания, будет сложно взаимодействовать с обществом. Но для чего детям учить что-то более сложное? Опять же - если интересно, пусть учат сколько угодно. Но если не интересно, то зачем? Так вот, Гатто очень точно написал, что это просто миф - что математика для чего-то нужна. Если не использовать эту науку для работы (а это не такие уж частые профессии), то ее единственное прездназначение - это получение интеллектуального удовольствия от ее красоты. Математика ничуть не важнее, чем игра в шахматы или любая другая наука, которая не преподается в школе. Вместо того, чтобы показать ребенку красоту этой науки, научить его получать от нее удовольствие (а только так ребенок мог бы развиваться от обучения), ему суют безжизненную гору цифр, которые он должен складывать так и эдак по указке. 

Читать подробнее.