В детских садах не должно быть школьных занятий
С сентября в режиме эксперимента вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Ожидается, что в мае Минобрнауки РФ представит его проект на экспертное обсуждение. О том, каким должен быть образовательный стандарт для воспитанников детских садов, в интервью РИА Новости рассказал старший научный сотрудник Федерального института развития образования, член рабочей группы по разработке проекта стандарта Владимир Загвоздкин.
— Владимир Константинович, учитывается ли международный опыт в разработке стандарта для дошкольников?
— С самого начала рабочая группа получала и анализировала информацию о развитии дошкольного образования за рубежом, чтобы учесть основные принципы, принятые в международном образовании. Однако интегрировать этот опыт в нашу систему не просто из-за глубоких различий в традициях, исторически сложившихся в условиях разных общественных укладов. Это видно уже на уровне нового закона «Об образовании в РФ». Инновационным в новом законе является положение о том, что дошкольное образование становится полноценным уровнем образования. В нашей стране это означает, что к дошкольному образованию должна предъявляться та же система требований, что и к другим уровням. В экономически развитых странах дошкольное образование с середины 1990-х годов также признается полноценным уровнем. Однако раннее и дошкольное образование регулируется особыми законами, и общей системы требований не выдвигается в связи со спецификой этого этапа образования.
То же касается и стандарта. Концепция российского стандарта исходит из единства требований к условиям, образовательным программам и результатам. В мире же не существуют такого единого стандарта. Существуют разные виды стандартов, и у них разный адресат и разные функции. Например, требования к условиям — это требования, прежде всего к учредителю, то есть государству, а не к детсадам или школам. Если стандарт определяет требования к детским садам, то это должно касаться только тех аспектов, которые действительно зависят от учреждения. Например, уровень развития ребенка зависит не только от детского сада, но от врожденных особенностей и условий жизни в семье. Дети развиваются очень по-разному. Поэтому никаких общих «требований к результатам» в зарубежных стандартах и программах дошкольного образования нет совсем.
В отношении дошкольного уровня образования можно говорить только об общих для всех целях, направлениях образовательной работы: физическом, познавательном, эмоциональном развитии, развитии мышления и речи, творческих способностей, социальных и личностных качеств, усвоение ценностей и тому подобное. Никаких нормативов развития, обязательными к исполнению, в дошкольном образовании быть не должно. Поэтому единства требований в зарубежных стандартах не существует.
— Начиная какие-то реформы или преобразования, мы часто ссылаемся на международный опыт. Как организовано дошкольное образование в Европе и США? Кто его оплачивает?
— Я уже упомянул, что во всех экономически развитых странах дошкольное образование в 90-х годах было признано уровнем. Однако это никак не увязывается с вопросом о том, должны родители платить или нет, хотя в конституциях закреплено право на образование для всех граждан. В нашей стране почему-то эти вещи увязываются: если образование бесплатное и дошкольное образование — это уровень системы образования, то образование дошкольника не должно оплачиваться родителями. Для того чтобы обосновать родительскую плату нужно было разделить образование и уход — родители должны платить за уход, а образование бесплатное. Однако во всем мире — и с этим согласны и наши специалисты — есть принцип единства образования и ухода в раннем и дошкольном детстве. Не нужно разъединять образование и уход, чтобы обосновать родительскую плату. Это вызывает лишь путаницу.
Что касается системы финансирования детских садов и платы родителей, то в мире существуют большое число разных моделей финансирования и разные расчеты доли родительской платы и вычисления компенсаций. В одной стране мы можем встретить совершенно разные способы вычисления. Так, в Германии, согласно проведенному недавно исследованию, доля родительской платы за место в группе неполного дня в разных городах колеблется от 0 до 3000 евро в год. В некоторых городах Германии должны платить даже семьи с низким уровнем дохода, в то время как в других городах даже хорошо зарабатывающие семьи не должны платить ничего. В целом же можно констатировать тенденцию к снижению родительской платы в зависимости от дохода семьи. В политических программах всех стран утверждается, что нужно снижать плату за дошкольное образование, чтобы обеспечить доступность.
— Сдают ли дети за рубежом экзамены по итогам пребывания в детском саду?
— Никаких экзаменов дети, конечно, не сдают. И по нашему закону тоже никаких экзаменов не предполагается.
Вообще вопрос о так называемой готовности к школе — это вопрос не детской психологии или возрастной физиологии, это важнейший вопрос образовательной политики. На сегодняшний день в международном сообществе существует договоренность о том, что дети по завершении этапа дошкольного образования и при переходе в начальную школу показывают широкий спектр способностей разного уровня. И школа должна быть к этому готова. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он был готов к школе, а школу при этом освобождать от всякой ответственности.
Готовность к школе как раз конкретный пример принципиального отличия наших нормативных документов от законов, принятых за рубежом. Еще недавно от детсадов требовали обеспечить готовность к школе для всех детей любой ценой. Но такое требование невозможно и бессмысленно, если признать, что все дети разные и условия жизни у них разные, и мы не можем заставить ребенка развиваться по заранее намеченному плану, спущенному сверху. Удастся ли в новом стандарте отказаться от этих бессмысленных требований к ребенку — покажет время.
— А вообще, учится ли ребенок в детском саду за рубежом?
— Маленький ребенок — это гениальный ученик! Именно поэтому дошкольную ступень признали уровнем образования, так как многочисленные исследования показали огромный образовательный потенциал раннего и дошкольного детства. Ребенок-дошкольник учится путем участия в общей жизни и повседневных делах, наблюдая за другими детьми и взрослыми, путем исследовательской активности, важнейшая форма обучения ребенка- дошкольника — это игра. Иными словами, основная форма — это «неформальное учение». Ребенок, если он хорошо себя чувствует, всегда чем-то занят, делает то, что ему нравится и это, как убедительно показали международные исследования, самый эффективный способ учения и развития ребенка-дошкольника.
— На чем должен быть сделан акцент в дошкольном стандарте?
— Во-первых, оценка качества дошкольных организаций не должна быть жестко увязана с уровнем развития детей, на который оказывают влияние множество социальных и врожденных факторов, не зависящих от детского сада. Во-вторых, не должно быть переполненных групп. В-третьих, детям должно предоставляться достаточное время на свободную игровую, исследовательскую, творческую активность. В-четвертых, дети должны иметь богатый материал для исследований, игр и развития движения, то есть соответствующее пространство и оборудование. И, наконец, надо ввести запрет на занятия школьного типа.