Интернет-раздвоение личности
25 марта 2013
Автор: Елена Герасимова, "Независимая газета"

Интернет-раздвоение личности

Несомненные плюсы Сети легко могут обернуться минусами...

 

«Говорить о влиянии Интернета на российских подростков в принципе неверно: Интернет на детей не влияет, Интернет – это их среда обитания», – пришли к выводу на семинаре в  НИУ «Высшая школа экономики», посвященному теме «Дети в Интернете». Этот вывод, надеются участники семинара, изменит работу органов власти с детьми в данном направлении. 

«То, как в нашем обществе оценивают отношения детей и Интернета, больше всего похоже на панику. Панику поколения другой культуры, которое само боится Интернета и переносит свои страхи на подрастающее поколение», – заметил на семинаре Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» и он же автор основного доклада. – Даже законы, принимаемые на государственном уровне, пропитаны этой атмосферой негатива в отношении Сети». 

Представленное Цымбаленко исследование информационного пространства российских подростков проводилось в 2012 году. Наблюдение уже было третьим по счету (предыдущие циклы были в 1987 и 1995 годах). Основные выводы авторы сконцентрировали на том, что отличает подростков, пользующихся Интернетом, от других школьников. Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками, с родителями, чаще ходят в кружки и секции, а также… на свидания. И это несколько опровергает то мнение, что Интернет уменьшает реальное жизненное пространство. 

Дети, которые не пользуются Интернетом или отказываются от него, имеют одно важное преимущество – они больше читают книг. (Хотя в структуре досуга школьников чтение занимает второе место после компьютерных игр.) Интернет-дети меньше, чем обычные дети, смотрят телевизор, больше читают газеты и журналы, чаще слушают радио. Для них значительно важнее информация о жизни друзей и знакомых, о родных и близких. И более интересными и востребованными для «интернетного» поколения оказываются не шоу-звезды, а люди, являющимися носителями новых идей. При правильном использовании этого канала, считают авторы, Интернет может быть колоссальным образовательным ресурсом. 

Интернет-пространство изменило не только источники информации, медиасреду, но и весь образ жизни детей. Подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством него. Так что пора уже изучать детей в интернет-среде. Но именно такого рода исследований и недостает сегодня. Ведущий научный сотрудник Российского института культурологи ВШЭ, художественный руководитель проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров считает, что в нашей стране немало псевдоисследовательских «истерически анархистских» работ, посвященных детям в Интернете. И в этих работах проводится государственная политика «не пускать, запретить, разогнать». 

А по мнению Александра Шарикова, профессора НИУ ВШЭ, в Сеть детей загнали искусственным образом. Сегодня, кроме Интернета, в нашей медиасреде почти нет площадок, где молодежи было бы комфортно. 

Один из выводов семинара – усилия общества и государства стоит сосредоточить на повышении культуры взаимодействия подростков с Интернетом. Школа не должна закрывать глаза на происходящие изменения. Обычный учитель может стать «проводником ребенка в Сети». 

Напомним, что в общих разговорах на тему «Дети в Интернете» практически всегда присутствует та точка зрения, что Сеть сегодня не регулируема и не управляема. Интернет способствует развитию инфантилизма молодого поколения, поведенческих расстройств в детском организме и аутизму. Сеть способна очень быстро собрать молодых людей на акции самого разного характера и способна сослужить хорошую службу организующим травлю неугодных. Поэтому вывод здесь пока один: с приходом новых технологий возрастает нагрузка на родителей. Мир Интернета – это мир улицы. А на улице, как вы понимаете, можно встретить кого угодно и когда угодно. Зависимость же от Интернета сродни наркотической.