Величайший филантроп нашего времени

$7000000 на образование, себе - часы за $15. Все честно)

Зачем зарабатывать столько денег и не получать удовольствия от их использования, а потом ещё и отдать чужим людям? Мне сложно ответить на этот вопрос, так как подобные вещи либо воспитываются в человеке с детства, либо приходят с возрастом, либо не будут понятны никогда.

Скажу лишь, что только список американских филантропов в Википедии состоит из 1121 имени. И каждый из этих людей пожертвовал на благотворительность миллионы, а иногда сотни миллионов и даже миллиарды долларов. Многие из них не получили богатство по наследству и не выиграли от однажды сделанной удачной инвестиции, а заработали деньги собственным трудом. Тем не менее, однажды они принимают решение инвестировать эти средства не для собственной выгоды, а для благого дела (или того, что они таким считают).

Уже после публикации заметки про Грейс Гронер я прочитал статью в издании Financial Edge с несколькими примерами того, как богатые люди расстаются со своими деньгами. Статья, прямо скажем, так себе. Но в ней упоминается имя и история, весьма меня заинтересовавшие. Это Чарльз «Чак» Фини. В рунете есть несколько текстов со сведениями об этом человеке, но, как мне кажется, он заслуживает большего. В течение 15 лет очень активной благотворительной деятельности Фини удавалось сохранять полную анонимность. Он передавал из своего фонда сотни миллионов долларов университетам, строил больницы, библиотеки, исследовательские центры, но никто из получателей анонимных грантов не знал, кто стоит за этими деньгами. Законодательство Бермуд не требует раскрытия данных о владельцах частных фондов, зарегистрированных на островах.

Правда открылась 23 января 1997 года, когда корреспондент New York Times Юдит (Джудит) Миллер опубликовала статью He Gave Away $600 Million, and No One Knew («Он раздал $600 млн, о чём никто не знал»). Кстати, Миллер впоследствии стала очень известной в США женщиной: одна из её статей послужила стартовым выстрелом в медиа-истерии по поводу «оружия массового поражения» Саддама Хуссейна, она же позже участвовала в раскрытии тайного агента ЦРУ Валери Плейм и отсидела в тюрьме, отказавшись раскрыть суду свои источники. В общем, это такой «Михаил Леонтьев» при Буше-мл., только чуть более вменяемый. Но тогда она была просто хорошим репортёром, раскопавшим интересную историю.

Следующие 10 лет благотворительный фонд Фини действовал более открыто. Он вкладывал деньги, в основном, в программы на территории США, Ирландии, Австралии и Вьетнама. По данным на 2007 год, в США были потрачены $2 млрд, в Ирландии и Сев. Ирландии – $1 млрд, в Австралии и Вьетнаме — по $200 млн. Судя по отчётности фонда, в 2007 году пожертвования превысили $650 млн, а в 2008 году – $720 млн. К настоящему времени общие траты The Atlantic Philanthropies на благотворительность значительно превышают $5 млрд.

Многие источники называют Чарльза Фини «величайшим филантропом» нашего времени. При этом, как говорят его знакомые, он ездит на метро, носит часы за $15 и не имеет ни собственного дома, ни машины.