206 фильмов для воспитания души
Эксперт в области кино, в прошлом преподаватель А.Юпитов счел предложение С.Михалкова о "золотом кадастре" лучших российских фильмов для продрастающего поколения весьма проудктивным. И всерьез занялся составлением такого списка, исходя из идеологических, методических и дидактических оснований.
"Под целями образования я понимаю надежды, возлагаемые нами на общество в плане формирования "хорошего" будущего поколения. Можно улыбаться, но у каждого из нас такие надежды есть. На конкретный список они проецируются в виде вполне выразимых русским языком качеств, развитию которых должны способствовать вошедшие в список фильмы. Поскольку я не выделяю кинематограф из числа других образовательных и воспитательных средств и материалов, предоставленных культурой школе, эти же качества являются требованиями к результату всего школьного (и далее) процесса, и их должны формировать все школьные "предметы" и материалы, как их не назови.
Эти качества, на мой взгляд, следующие:
-
Гражданственность – опыт и умение интерпретировать отношения личности и общества, государства.
-
Ощущение истории – опыт и умение интерпретировать взаимодействие общественных сил.
-
Интимность – опыт и умение интерпретировать личные отношения.
-
Опыт личности – опыт и умение интерпретировать личностные качества, способности, характеры их действие.
Фильмы, попадающие в список, должны обладать потенциалом воспитания этих качеств. Они могут это делать, впечатлительно показывая и раскрывая их, а могут полемизировать их или даже ниспровергать. <...>
Я против включения в список фильмов, обладающих очевидной назидательной валидностью, поскольку она - фактор, уничтожающий художественную ценность. Поэтому туда должны попадать произведения, в которых есть волшебная сила искусства. Я не беру этот термин в кавычки, поскольку на опыте знаю, что она, волшебная сила искусства, есть. Она есть не только в "шедеврах" кино, но встречается и во внешне заурядных, технически слабых и профессионально скудных лентах. Она связывает художника, фильм и зрителя таинственной, очень глубоко проходящей нитью, берущей начало задолго до рождения художника и зрителя, и поэтому признаку детское и не-детское кино не различаются, а отбираемые фильмы достигают своих целей без сознательного участия сторон воспитательного процесса.
Чтобы ребёнок усваивал волшебный потенциал кино полной душой, он должен стать компетентным зрителем. <...> Для решения этой дидактической задачи можно воспользоваться, опять же, объективными предпосылками. А они таковы, что в для каждого возраста, для каждого периода развития находится наиболее привлекательный и понятный жанр искусства. Когда-то это сказки, когда-то - приключения, когда-то - сентиментальная драма.
Вот из этих соображений я и приступил к своему списку. Если, по моему мнению, фильм воспитывает гражданственность, чувство истории, интимность и/или увлекает личностями героев, является более-менее качественным с кинематографической точки зрения, я включал его.
"Детскость" фильма я учитывал, насколько мог, но совсем не руководствовался заявленным назначением. То есть, если "взрослый" фильм я считал интересным детям - включал, а вот "Гостью из будущего" в силу её предельной художественной слабости так и не вставил. В списке только отечественные (СССР и РФ) фильмы, выпущенные до 2000 года - игровые и мультипликационные".
Далее следует перечень из 206-и фильмов, которые автор рекомендует для просмотра школьникам. Читать полностью.