Евгений Ямбург: Не надо все ломать. Но нельзя и лицемерить.
26 мая 2012
Автор: Людмила Рыбина, "Новая газета"

Евгений Ямбург: Не надо все ломать. Но нельзя и лицемерить.

Советы заслуженного учителя новому министру образования.

 

— Скажите, что нужно сегодня школе от министерства? Назначен новый министр Дмитрий Ливанов, и голос профессионала для него, надеемся, очень важен именно сейчас.

— Готов сказать о первоочередных шагах, которые сделать пока еще не поздно. Сразу подчеркну, что система образования инерционна. Ломать и резко поворачивать ее очень опасно. В нашем деле нельзя так, как советуют большевики: до основанья, а затем… И с педагогами надо осторожно: если дерево гнуть сначала в одну сторону, а потом резко в другую, то оно просто сломается. Но сейчас в образовании есть такие одиозные вещи, которые надо срочно ликвидировать, и это будет не больно и не затратно. Вот первое. Свидетельство о результатах ЕГЭ действует всего полтора года…

— Да, до 31 декабря года, следующего за годом его получения. Только те, кто сразу ушел в армию, могут воспользоваться своим сертификатом еще год после армии.

— Мы фактически людей лишаем документа об образовании. Но вот ситуация: пять лет работал рабочим, трудился в геологической партии, а потом что-то накопилось — и решил поступать на режиссерский факультет… Реально ли идти пересдавать обязательный ЕГЭ по математике? А если парень после армии через два года решил поступать? Это абсолютно надуманное препятствие нужно устранить.

— Будем считать, это первый наказ новому министру. Что еще?

—  Безрезультатно борются с коррупцией во время сдачи ЕГЭ. Но надо прекратить сравнивать между собой школы, регионы, учителей по результатам ЕГЭ. Просто приказом запретить.

— Да, пока нет ни одной стороны в этом процессе, которая была бы заинтересована в объективных очках: и губернаторам, и чиновникам, и директорам, и учителям, и ученикам, и родителям нужны баллы повыше. Кстати, когда ЕГЭ только вводили, декларировалось, что сравнивать разные школы, работающие в разных социальных условиях, по ЕГЭ никогда не будут… Но уж больно удобный для чиновника оказался инструмент.

— Это удобный инструмент насилия над школой. Сравнивают и по этому показателю отчитываются. А в связи с переходом на новые формы финансирования и стимулирования учителей он стал одним из главных критериев выплаты стимулирующего фонда. У нас были стобалльники, учителя получили хорошие премии. Но есть учителя коррекционных классов. Там один ребенок может стоить троих по вложенному в него учительскому труду.

Не сравнивать по ЕГЭ — это второе наболевшее требование. Заметьте, не требующее денег и особых усилий. 

Третье — тоже про ЕГЭ. Дети, по положению о едином экзамене, должны определиться до 31 марта с тем, какие они будут сдавать предметы. Дальше уже ни шагу в сторону — вы в базе! Но дети до конца школы раздумывают, в какой вуз поступать. Можно было бы для подстраховки заявить побольше экзаменов, чтобы оставалась возможность для маневра. Но от такого решения отговаривают выпускника учителя, чтобы избежать позора и понижения зарплаты. Очевидно, что сдать пять экзаменов качественно дано не каждому. Кому это все нужно? Почему нельзя сделать все более гибко и мобильно?

Читать подробнее.