Персонализация: за и против

"Корифей" стал площадкой проведения всероссийской конференции "Персонализированное образование: теория и практика".
Персонализация: за и против
Персонализация: за и против

Наша конференция называлась ещё и воркшопом, т.е. обучающим мероприятием с упором на практическую работу. Действительно, в программе 2-х дней пленарных выступлений было немного, зато предлагался большой диапазон открытых уроков и мастерских. Отсюда и немалый интерес: 27 апреля в гимназию съехалось 34 участника, среди которых (кроме екатеринбуржцев) были делегации из Ижевска и Нижнего Новгорода, а также представители многих городов и районов Свердловской области.

Особо отмечаем, что конференция проходила под эгидой НИУ ВШЭ: "Корифей" как базовая школа "Вышки" адресовал своё мероприятие коллегам из образовательных организаций, входящих в Университетский образовательный округ ВШЭ.

Тема корифейской площадки - "Персонализированный подход к развитию профессионального и личностного потенциала педагога": акцент сделан на адаптацию и обучение педагогов, для которых новая система обучения является личным и профессиональным вызовом, ведь надо менять ключевые подходы и форматы проведения уроков, принципы оценочной деятельности. Поэтому сопровождение учителей в новой модели тоже должно быть персонализированным. Об этом в своём пленарном докладе говорила М.В. Калужская, заместитель директора гимназии по проектно-инновационной деятельности. Л.В. Старцева, руководитель проекта по внедрению модели ПО, рассказала гостям о возможностях, ресурсных зонах и рисках эксперимента. И, хотя в "Корифее" система приживается уже третий год, у неё до сих пор немало противников. Поэтому опираться надо только на тех учителей, которые готовы к апробации.

Добавим, что конференция в "Корифее" шла 2 дня, первый из которых (26 апреля) был посвящён презентации "Школы наставников персонализированного образования". Так называется проект наших педагогов, который осенью стал победителем конкурсного отбора и получил грант размером в 1 млн 640 тыс. рублей. Лидеры проекта - Т.В. Русских, И.Н. Лебединцева, Л.В. Старцева - провели ознакомительные занятия и представили программу обучения в целом.

Свой первый, очень ответственный мастер-класс провели молодые педагоги - учитель английского языка А.В. Тишкина и учитель начальных классов А.И. Волошина (обе на фото). Недавно они закончили обучение технологии TBR ("Тренинг из глубины зала") у настоящего мастера Н.Е. Гульчевской, и уже начали делиться самыми полезными инструментами. Поздравляем девушек с дебютом: МК получился полезным и актуальным.

Специальным гостем второго дня стала Мария Николаевна Сонина, учитель истории и обществознания гимназии №23 г. Челябинска. Она провела открытый урок по обществознанию в 10 классе и мастер-класс "Как организовать онлайн марафон для учащихся", вызвав большой интерес коллег.

Корифейские педагоги тоже потрудились на славу: провели 3 урока в персонализированной модели (физику - Л.В. Старцева, обществознание - Н.В. Воронова, английский язык - А.В. Тишкина) и 3 мастерских, каждая из которых помогала исследовать отдельный аспект нового подхода.

Как и в прошлом году, самым интригующим и содержательным событием дня стал круглый стол с участием гимназистов 5 и 9 классов (обучающихся по модели ПО) и их родителей. Ведущая М.В. Калужская создала пространство для свободного обмена мнениями, в котором каждый голос (особенно детский) был услышан. Общий вывод получился таким: персонализация - это долгий путь к перестройке всей системы образования, изменению позиций всех членов школьного сообщества. Ученикам уже сегодня нравится возможность выбора и новый уровень самостоятельности, хотя есть немало технических огрехов (платформа иногда даёт сбои), а родителям явно не хватает позиции опекунов и контролёров. Благодарим всех гимназистов и родителей, которые помогли нам глубже разобраться с проблемой и дали важную обратную связь.

Обо всех деталях мероприятия рассказать невозможно. Если интересно, можете познакомиться с программой конференции. И обязательно посмотрите ролик, который грамотно и оперативно подготовила наша школьная редакция.

По итогам конференции корифеи получили очень позитивные отзывы. Средняя оценка за качество организации - 8,9 баллов из 10 возможных! И очень важно, что 83% участников признались, что их отношение к ПО стало лучше. Многие готовы приступить к внедрению новой модели, пожелаем им удачи!

СПРАВКА: Проект «Персонализированное образование» в регионе начал работать с 2019 года. Его реализует и сопровождает АНО «Центр развития результативного образования». В начале пути в проекте участвовали всего три школы, а в 2020 в него вошло еще 19 школ Свердловской области. В данный момент на уровне региона проводится активное сопровождение школ, обучение педагогов, организуются регулярные семинары и дни открытых дверей. Третий раз проводится всероссийская конференция, собирающая коллег со всей страны.
В чём смысл персонализации? Человеку нужны не только предметные знания: он должен уметь эффективно общаться, планировать, действовать самостоятельно, уверенно выбирать, выходить из стрессовых ситуаций. А развивать личностный потенциал - основная задача персонализированного образования: в этой системе ученик сам ставит учебные цели, планирует результат, выбирает уровень сложности и тип заданий, движется в комфортном для себя темпе. Получается ли это сразу? - Конечно, нет, ведь детям и взрослым нужно осваивать ещё и специальную цифровую платформу, привыкать к отстуствию привычных отметок и форм контроля...