75% учителей сталкиваются с выгоранием на работе. Причём на это не влияет опыт педагогов — и молодые, и опытные учителя подвержены этому синдрому.
Вместе с Амбассадором цифрового образования и сертифицированным коучем ICF Марией Калужской разбираемся, как педагогу определить, что у него выгорание, и как он может себе помочь.
Почему учителя выгорают
Выгорание — это истощение из-за постоянного стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Всемирная организация здравоохранения признаёт, что синдром выгорания — реальная проблема.
У него есть три признака:
- снижение энергии и чувство истощения;
- возросший негатив или цинизм к своей работе;
- ощущение своей неэффективности.
Профессиональное выгорание может быть связано с работой в «помогающей» сфере, где требуется высокий уровень эмпатии и эмоциональная вовлечённость. Как раз к этой сфере относится работа учителем.
Может показаться, что на выгорание учителей влияет большая нагрузка и ненормированный график. Но корень проблемы — в другом. Если человек не видит смысла и перспективы развития, не получает эмоциональной отдачи и удовольствия от работы, он может выгореть. Но если специалист сформулировал чёткую цель в работе — то вероятность, что с ними случится выгорание, уменьшается.
Для коучинговых занятий с коллегами Мария Калужская перефразировала известную притчу про трёх строителей храма.
Трёх педагогов спросили, чем они занимаются в школе. «Учу детей за смешные деньги», — пожаловался первый. «Помогаю ученикам получить новые знания и навыки, готовлю к ЕГЭ для успешного поступления в вуз», — ответил второй. «Формирую будущее», — признался третий.
Первый учитель опасно близок к выгоранию. Второй — по обстоятельствам: важно, какие коллеги будут рядом, попадутся ли благодарные и способные дети, сумеет ли руководитель правильно мотивировать, а семья — поддержать. У третьего учителя — большая цель, поэтому меньше всего шансов выгореть.
Как определить выгорание
Учителю стоит задать себе несколько вопросов:
- Зачем я делаю то, что делаю?
- Ради чего я работаю?
- Как моя работа помогает мне расти и становиться лучше?
- Кого ещё я делаю лучше, работая здесь?
- Испытываю ли я радость от результата моей работы?
Главные признаки выгорания — отрицательные ответы на вопросы о ценности профессии, смысле своего дела, удовлетворении от работы.
Выгоревшего учителя могут начать раздражать коллеги, ученики, родители. Также могут появиться головные боли, ухудшение сна, нарушения пищеварения — так организм сигнализирует о сильном напряжении.
В итоге истощённый учитель живёт в ожидании выходных, праздников и отпуска, которые тоже приносят всё меньше облегчения.
Как себе помочь
Отпуск и отдых — важная часть жизни, чтобы восполнить энергию и с новыми силами вернуться к работе. Но это не спасение и даже не средство от выгорания.
Самый надёжный способ — подзарядить «двигатель внутреннего несгорания». Вот что для этого можно сделать:
- общаться с коллегами, перенимать опыт и применять в своей работе новые подходы;
- тестировать новые инструменты и методы — это разнообразит рабочий процесс;
- участвовать в интересных проектах — так учитель сможет открыть для себя новые возможности для развития;
- больше общаться с учениками — чтобы найти для себя новый смысл в работе и помочь детям расти и обучаться;
- собирать обратную связь от учеников и их родителей — чтобы посмотреть на свою работу под другим углом.
По такой логике интересное повышение квалификации или поездка на учительский фестиваль помогут лучше, чем отпуск. Но если у учителя совсем нет энергии, чтобы самому справиться с выгоранием — можно обратиться к психологу. Он поможет найти причины, поддержит и даст рекомендации, как выйти из состояния стресса.