В(Б)ремя индивидуального подхода
Лицей НИУ ВШЭ при поддержке Института образования и Дирекции общего образования НИУ ВШЭ 2 февраля провёл воркшоп "Проблемные вопросы и практики индивидуального сопровождения старшеклассников".
Участники обсудили непростые и актуальные темы: как мотивировать преподавателей и учеников на совместное проектирование образа будущего, организовать рефлексию школьниками своих «профессиональных проб», научить навыкам самоисследования, создать систему индивидуального сопровождения в школе и пр.
В первой части мероприятия прозвучали доклады спикеров: свои системы индивидуального сопровождения представили Лицей НИУ ВШЭ (в лице заместителя директора по развитию Р.Ф. Байбурина); Гимназия №1 «Универс» г. Красноярска (Д.К. Шторк, психолог гимназии, и А.О. Конгаров, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами СФУ) и Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» (А.Г. Теплицкая, психолог, член команды разработчиков технологии жизненного проектирования для "Умной школы" в г. Иркутске).
В качестве экспертов выступили всем известные и уважаемые специалисты по индивидуализации, профессора - К.Н. Поливанова, директор Центра исследований современного детства ВШЭ, Т.М. Ковалёва, президент Тьюторской ассоциации, А.Г. Каспржак, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании, М.В. Кларин, ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики РАО и др.
Вторая часть прошла в формате обсуждения конкретных практик; в трёх аудиториях выступали представители школы №1576 г. Москвы - о методиках проектного обучения, гимназии "Корифей" - о первых результатах апробации технологии жизненного проектирования (М.В. Калужская) и программы "Своя история*Про" - о способах неформальной профориентации.
В фокусе обсуждения, в том числе, оказалась технология жизненного проектирования, разработанная Центром «Точка ПСИ» для «Умной Школы». По ходу обсуждения эксперты сформулировали острый вопрос: Чем руководствуются взрослые, выходя за рамки собственно образования и вторгаясь в жизнь ребёнка? К.Н. Поливанова подчеркнула, что «прогрессивные образовательные организации создают наборы разных практических действий по отношению к ребёнку, приходится их как-то описывать и классифицировать. Но технология беспомощна, потому что далека от жизни. Понятно, что ключ - в смене типа отношений».
Т.М. Ковалёва призналась: «Мы совершенно потеряли ориентиры в отношении старшеклассников. Возрастная модель начинает рассыпаться, и планирование уже не является ведущей деятельностью. Что делать? - Писать кейсотеку о современных старшеклассниках, предлагать им живые провокативные ситуации и смотреть, кто и как отзовётся».
Получается, что о новых прорывных технологиях индивидуального сопровождения говорить ещё рано? А.Г. Каспржак поставил в дискуссии оптимистическую точку (вернее, точку с запятой): «Если вы входите к детям с новой идеей, у вас всё получится, потому что вы неравнодушны». О категорическом неравнодушии свидетельствует и прошедший воркшоп. Поэтому мы верим, что всё получится))