
Есть ли границы у толерантности?
С 11 по 15 ноября проходит Неделя толерантности, приуроченная к всемирному Дню толерантности 16 ноября. В десятом классе прошли дебаты на злободневную тему "Толерантность - корень проблем современной цивилизации?". В роли ведущей выступила М.В.Калужская.
После серии террористических актов, всколыхнувших мир за последние недели, важность и незыблемость толерантности как базовой европейской ценности все чаще подвергается сомнениям. Противники "абсолютной терпимости" называют толерантность слабостью и все чаще вспоминают медицинское значение этого понятия, означающее, по сути, потерю здорового иммунитета. По всему миру с трибун звучат призывы к ужесточению мер сопротивления; поднимают голову леворадикальные партии и националистические движения.
В такой обстановке предлагаемая к обсуждению тема выглядит особенно интересно. Согласно правилам дебатов, исходный тезис поддерживал один спикер (Олег Ивашов) и опровергал другой (Кира Климачева). Олег в качестве следствия всеобщей толерантности выдвинул "закон тотального дискомфорта": все вынуждены терпеть что-то, что им не нравится, поэтому в результате плохо всем. Он назвал толератность одной из причин беспомощности Европы перед угрозой терроризма.
Кира собрала множество юридических, исторических и культурных обоснований принципа толератности как основного для нашей цивилизации. Ксенофобия гораздо опасней, чем терпимость; жестокость даже в карикатурах порождает насилие (примером чему является история с "Шарли Эбдо").
У каждого из спикеров была группа поддержки, члены которой задавали вопросы носителям противоположной точки зрения и приводили дополнительные аргументы в пользу своей. Напомним при этом, что мнения, высказываемые в ходе дебатов, могут не совпадать с личным мнением участников. Задача - сопоставить полярные позиции, чтобы найти "золотую середину".
Присутствующие на дебатах эксперты-аналитики А.К.Гилязова и М.А.Горочкина оценили выступления спикеров и поодержку команд. У каждого были свои преимущества: Олег Ивашов представил свое сообщение как итог личных наблюдений и был эмоционально более убедителен, зато Кира продемонстрировала системный подход и помогла создать общее представление о смысле понятия.
В финале десятиклассники попытались определить разумные границы толератности - как для каждого человека в отдельности, так и для нации и государства. Эти границы проходят там, где начинается давление на личность, ограничение свободы, манипуляции и насилие.