Школьный этикет под скрип гусиных перьев
18 октября 2013
Автор: Корифей

Школьный этикет под скрип гусиных перьев

Учащиеся 3-х и 4-х классов практиковались в каллиграфии и в общении по правилам «старой» гимназии.

В Лицейский день учащиеся 3-х и 4-х классов посетили очень необычный урок каллиграфии. Вела его не привычная учительница начальных классов, а строгая классная дама, специально ангажированная родителями для встречи с корифеями. К ее визиту ребятам следовало подготовиться особым образом. Правил немного, но соблюдать их крайне необходимо: вставать при входе учителя в класс, приветствовать учителя неглубоким реверансом (для сударынь) или кивком головы (для сударей), представляться по имени и отчеству, когда учитель обратится с вопросом, демонстрировать почтение к учителю примерным поведением и аккуратным выполнением всех заданий.

И вот, двери открылись, и в класс вошла дама, исполненная достоинства и уважения к собравшимся сударыням (напомним, в лицейский день мальчики и девочки обучались раздельно). Учительница вошла, а девочки, как по команде встали со своих стульчиков, дождались, когда она степенно назовет свое имя, и также дружно склонили головки в легком приветственном книксене. Девочки вернулись на свои места только после разрешения: «Приветствую вас, сударыни! Присаживайтесь!» В классе воцарилась необыкновенная тишина, все внимание было направлено на Елизавету Савельевну (так представилась гостья воспитанницам).

Урок начался со знакомства с историей русской азбуки и алфавита. Елизавета Савельевна рассказала, как некоторые буквы в течение времени меняли свой внешний вид, а некоторые и совсем уходили из обращения. В те моменты, когда она желала узнать рассуждения учеников по тому или иному вопросу, она обращалась к сударыням, и каждая, четко следуя правилам, вставала, представлялась по имени отчеству и только после этого строго ритуала высказывалась по существу вопроса. Как правило, ответы учениц более чем устраивали наставницу, и она одобряла: «Блестяще!».

Вторая половина урока была посвящена освоению гусиного пера и чернил – сударыни практиковались в каллиграфии на специальных листочках для прописей. Каждая ученица настолько сосредоточилась на чистописании, что в тишине отчетливо было слышно поскрипывание перьев.

Эта работа требовала от учениц большой сосредоточенности и аккуратности, ведь если происходила помарка, воспитанника могли и на горох поставить. Кстати, именно этот вид наказания и был продемонстрирован сударыням. Урок завершился благополучно, Елизавета Савельевна осталась вполне довольна ученицами и их примерным поведением. Пожелав юным леди проявлять сходное усердие в освоении прочих наук, она попрощалась. Судари и сударыни 3-х и 4-х классов остаток дня провели в благостном настроении, обращаясь друг к другу почтительно на «Вы».