Конфликты под контролем

Педагоги "Корифея" на практике отработали способы управления конфликтами.

28 марта в "Корифее" прошел семинар-практикум "Учимся управлять конфликтом", собравший 25 педагогов и сотрудников. "Моя роль и позиция в конфликте" - именно этот ракурс ведущая М.В.Калужская поместила в центр рассмотрения.

Соответственно, и разминочные задания были направлены на самооценку в ситуации конфликта. Оказалось, что 2/3 участников считают себя способными выйти из нее мирно и без потерь; остальные признались, что сами иногда инициируют "разборки" и, погрузившись в них, с трудом возвращаются в стабильное эмоциональное состояние.

Разбишись на 4 группы, педагоги выявили, а потом успешно разыграли в лицах типичные школьные конфликты: учителю приходится отражать атаки взыскательных родителей, работать с манипуляциями детей, делить поле работы с коллегами и соответствовать требованиям руководителей... В любой из этих ситуаций можно спасовать, поступиться принципами, перейти на личности и основательно потрепать нервы себе и другим... Соответственно, существуют способы успешного разрешения конфликтов в позиции "выиграл - выиграл". Практическому знакомству с ними и была посвящена большая часть семинара.  

Ближе к финалу возле участников конфликта ("родителя", напористо требующего повысить оценку за триместр любимому чаду, и "завуча", защищающего объективность учителя-предметника) появились их "внутренние голоса"  - советники, помоагющие развернуть общение в сторону взаимовыгодного решения. В итоге группе хотя и со "скрипом", но удалось прийти к модели сотрудничества. Значит, поработали не зря)

 

Завершаем наш краткий отчет рекомендациями по поведению в конфликте.

  1. Дайте партнеру успокоиться и  «выпустить пар». Потом попросите спокойно обосновать претензии: только факты и никаких домыслов.Попросите сформулировать желаемый конечный результат.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, доверительно попросите совета, сделайте комплимент, выразите сочувствие. 
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы хам», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
  4. Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. 
  5. В любом случае дайте партнеру «сохранить лицо». Не задевайте его достоинства. Не характеризуйте состояние оппонента. Давайте оценку только его действиям и поступкам, а не ему самому.  
  6. Вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.
  7. Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?», 
  8. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). 
  9. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. 
  10. Не пытайтесь ничего доказать.
  11. Замолчите первым.
  12. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.