Новый ФГОС: риски, задачи, перспективы
20 марта 2012
Автор: Сайт "Эврики"

Новый ФГОС: риски, задачи, перспективы

19-20 марта в Екатеринбурге прошли общественные слушания «Эффективность введения ФГОС".

 

19-20 марта в Екатеринбурге прошли общественные слушания «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ». В столицу Урала прибыла команда Института проблем образовательной политики "Эврика" во главе с ректором А.И.Адамским. Обсудить актуальную тему в центр "Учебная книга" собралось более 200 человек, в том числе работники региональных органов управления образования, институтов повышения квалификации, директора общеобразовательных учреждений, педагоги Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Удмуртской республики и Ямало-Ненецкого автономного округа. В группе экспертов "Эврики" работали руководители гимназии "Корифей" А.А.Бабетов и М.В.Калужская: они координировали работу двух групп - "Механизмы минимизации рисков введения НПФ и НСОТ" и  "Мониторинг введения ФГОС на ступени основного общего образования"

Главной задачей стал экспресс-мониторинг введения новых стандартов: эксперты "Эврики" посетили ряд екатеринбургских школ, пообщались с педагогами и руководителями в живом образовательном процессе, а также во время заседаний рабочих групп на слушаниях. Свою оценку ситуации дали специалисты областного министерства (заместитель министра С.Г.Карсканов сделал доклад, отражающий ход реформирования по основным направлениям) и Института развития образования. По итогам содержательных двухдневных обсуждений участники слушаний смогли зафиксировать "болевые точки" и ресурсные зоны введения ФГОС на разных возрастных ступенях. Принципиальное изменение среды и учителя - вот два главных фактора, способных обеспечить качественный "прорыв" школы. 

К сожалению, на сегодняшний день, как отметил в своей лекции А.И.Адамский, "способ часто побеждает материал", т.е. формально-поточные методы переподготовки педагогов не дают им возможности не на словах, а на деле обеспечить формирование универсальных учебных действий у школьников начальной ступени. Самое общее представление о переходе к новым ФГОС имеют и учителя основной школы: здесь доминируют стереотипы предметного подхода и подготовки к итоговой аттестации. Понятно, куда именно стоит направлять усилия; в ходе работы группы составили эскизные планы перехода в новое качество, примерные модели финансирования, сформулировали квалификационные требования к учителям и др.

Подробнее о ходе слушаний читайте на сайте "Эврики"