Конец ЕГЭпохи?
Депутаты нескольких фракций Госдумы готовятся внести законопроект, который может кардинально изменить систему вступительных испытаний в вузы. Ключевое предложение — отмена Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и его замена на государственные экзамены. Что предлагают депутаты?
- Исключить понятия ЕГЭ из закона «Об образовании».
- Отменить части 2 и 4 статьи 70 закона «Об образовании» (касательно зачета результатов ЕГЭ при приеме в вузы и минимального количества баллов, необходимых для поступления).
- Ввести понятие «государственные экзамены». Новая система аттестации будет проводиться по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
- Изменить требования к контрольно-измерительным материалам.
Планируется, что новый закон вступит в силу 1 января 2025 года. При этом результаты ЕГЭ, полученные до этой даты, будут действительны в течение следующих четырех лет.
Законопроект уже вызвал широкий резонанс и споры в обществе. Одни видят в этом шанс на более качественное образование, другие — угрозу стандартизации и снижения уровня знаний.
Какие аргументы приводят "реформаторы"?
- Неэффективность ЕГЭ как инструмента оценки знаний (возможность «натаскивания» школьников на конкретные задания и отсутствие реальной оценки глубины знаний).
- Государственные экзамены, разработанные региональными властями, могут лучше соответствовать специфике учебных программ и потребностям вузов.
- ЕГЭ для выпускников — это стресс. Высокие ставки на экзамен, определяющий будущее, создают сильный психологический прессинг.
- Неудобство для вузов. ЕГЭ не всегда отражает реальные потребности учебных заведений в конкретных знаниях и навыках.
Противники отмены ЕГЭ высказывают следующие опасения:
- Риск неравномерности в уровнях подготовки. Переход к государственным экзаменам может привести к разным стандартам в разных регионах, что осложнит объективное сравнение результатов.
- Необходимость создания новой системы. Внедрение государственной системы экзаменов потребует значительных затрат и времени.
- Риск коррупции. Отсутствие единой системы контроля может привести к злоупотреблениям на региональном уровне и в вузовской системе.
Что дальше? Законопроект, в случае его принятия, полностью упразднит ЕГЭ как систему вступительных испытаний. Но Госдуме только предстоит обсудить и принять либо отвегрнуть его. Очевидно, что переход к новой системе оценки знаний — это длительный процесс, который потребует комплексного подхода и глубокого анализа.
По горячим следам мы провели опрос в ТГ-канале гимназии "Корифей". Картина получилась красноречивой: 40% опрошенных решительно высказались ЗА отмену ЕГЭ, 26% предлагают либо отменить, либо существенно изменить его, и только 25% (в сумме) поддержали нынешнюю форму государственной аттестации выпускников. Есть над чем задуматься.