Кремлевские мечты о "правильной школе"
До 1 декабря правительство и региональные власти должны создать кадровый резерв руководителей российских школ, а ближе к весне будущего года придумать, как сделать все школы одинаково привлекательными. Эксперты пока не понимают, как президентские поручения могут быть реализованы на практике.
Дмитрий Медведев поручил правительству и региональным руководителям в самые короткие сроки разработать механизмы повышения качества школьного образования, а также придумать, как быстро улучшить состав педагогов и управленцев в российских школах. Поручения, как сообщила в понедельник пресс-служба Кремля, подписаны по итогам заседания комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшейся еще 31 августа. В частности, до 1 декабря правительство должно «обеспечить создание и регулярное (не реже одного раза в год) обновление в субъектах Российской федерации кадрового резерва руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений».
Как отразится данное поручение на реальном качестве руководящих сотрудников пока что непонятно, так как «правила использования» кадрового резерва не сформированы и в самих поручениях такой задачи не стоит.
«Предполагается, что будет создан резерв потенциальных руководителей и раз в год он будет обновляться, – считает зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. – Такая практика существует во многих областях, и в этом нет ничего плохого. Главное – что последует за этой инициативой, ведь зачастую, как показывает российская практика, у нас наблюдается ситуация, когда кадровый резерв существует сам по себе, а назначение новых руководителей происходит само по себе. Для того чтобы повысить эффективность руководства в школах и органах образования, нужно применять не механизм назначения, а механизм выбора».
Чтобы сделать качество преподавания во всех школах «одинаково высоким», представители регионов и профильных ведомств до 1 февраля должны сформировать механизмы, в том числе «организационно-управленческие и финансовые», которые сделают все российские школы одинаково привлекательными. «Независимо от вида общеобразовательного учреждения, на основе имеющегося положительного опыта», – говорится в документе.
Однако проблема в том, что критериев качества, по которым можно было бы оценивать и сравнивать российские школы, до сих пор нет. Над созданием единой шкалы, которая могла бы давать представление о качестве образования, основываясь не только на результатах оценок школьных знаний и ЕГЭ, эксперты образовательного сообщества бьются не один год. Существует проект Концепции создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Его готовит РАН, но пока работа над документом далека от завершения. Эксперты считают, что поручение президента может ускорить процесс создания системы оценки качества, без которой проблематично создать «механизмы», регулирующие равномерность качества преподавания.
Ключевыми критериями для сравнения уровня российских школ могут стать такие показатели, как сложность и современность школьных программ и передовых методик, которые уже показали какие-то положительные результаты, предложил ранее президент.