Новая версия стандарта: выбора стало меньше
Опубликована новая, доработанная версия проекта образовательных стандартов для старшеклассников - третья по счету. «Обязательных» предметов в ней стало больше, предметов по выбору — меньше. Кроме того, разработчики сняли ограничение на выбор предметов из разных областей. Впрочем, это не окончательная редакция стандартов: разработку документа продлили до середины мая. Предыдущие редакции предполагали 4 «обязательных» предмета, на выбор же ученику предлагались 6 предметных групп, причем из каждой школьник мог выбрать не более двух предметов. Выбранные предметы старшеклассник, говорилось в документе, мог изучать на трех уровнях — профильном, базовом и интегрированном — в зависимости от будущей профориентации ученика.
В новой редакции стандартов разработчики сохранили три уровня изучения предметов, но изменили соотношение обязательных предметов и предметов по выбору. Если в предыдущем варианте документа на обязательную часть основной образовательной программы приходилось 40%, а на предметы по выбору — 60% от общего объема, то теперь обязательная часть составляет уже 60%, а «формируемая участниками образовательного процесса» — 40%. Увеличилось и количество учебных часов: если первая редакция «разрешала» в течение двух лет 2520 часов занятий, то теперь в проекте говорится, что «количество учебных занятий за два года на одного учащегося — не менее 2100 и не более 2590». Кроме того, в новой редакции разработчики стандартов сняли ограничение на выбор предметов из групп. «В предыдущей редакции были ограничения, связанные с тем, что по предметным областям, к примеру, «естественные науки» или «гуманитарные» можно было выбрать не больше двух предметов. А если выпускник поступает на медицинский факультет, то ему нужно изучать на углубленном уровне и физику, и химию, и биологию. Поэтому сейчас в проект стандартов внесены изменения, которые позволяют выбирать более двух предметов из разных предметных областей», — пояснил «Газете.Ru» руководитель группы мониторинга доработки проектов стандартов, глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин.
Всего новый проект стандарта предполагает изучение 9-10 предметов на профильном, базовом или интегрированном уровнях, при этом на профильном уровне каждый школьник должен изучать 3—4 предмета. Обязательно должны будут присутствовать в школьной программе математика, русский язык, литература, иностранный язык и еще ряд предметов. Но если математику можно выбрать на всех трех уровнях, включая интегрированный (несмотря на то что она сдается на ЕГЭ), то русский язык (как и литературу) разрешено выбирать либо на базовом, либо на профильном уровне. Предметы, которые первоначально назвали «обязательными» (физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и так называемый индивидуальный проект), как и в прошлой редакции называются «общими». Эти предметы вне зависимости от выбора школьников будут присутствовать в его индивидуальном учебном плане.
При этом, к сожалению представителей школ, в стандартах сохранились пункты, предполагающие требования к материально-технической базе, которую должны обеспечить учебные заведения. А механизмы финансирования со стороны государства в документе по-прежнему не прописаны. Если раньше администрация школ должна была думать только о санитарных нормах и нормах безопасности, то по проекту нового стандарта этого будет недостаточно. Предполагается, что школы должны будут отвечать за оборудование классов и спортзалов, наличие учебных пособий и индивидуальных школьных планов, а также подготовку учителей.
Читать полностью на сайте Газета.ru.