Зачем переводчики, экономисты, маркетологи и правоведы пошли в учителя
27 марта 2016
Автор: "Российская газета"

Зачем переводчики, экономисты, маркетологи и правоведы пошли в учителя

Творческая молодежь разных специальностей привлекается в школу.

В стране запущен необычный проект "Учитель – для России", который нацелен на то, чтобы привлечь творческую молодежь разных специальностей в школу. В проекте участвуют в основном выпускники непедагогических вузов – МГУ, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ и других. Требований немного: надо быть бакалавром, специалистом или магистром со средним баллом в дипломе не ниже "4" и владеть хотя бы одним иностранным языком.

Это формальные критерии. Еще нужны высокая мотивация работать с детьми, глубокое знание своего предмета, способность им заинтересовать детей, стрессоустойчивость. Отбор идет в четыре этапа, затем летом на пять недель будущие учителя выезжают на педагогическую практику в лагерь. Там им читают лекции известные педагоги, директора топовых школ, вузовские преподаватели.

Тот, кто успешно прошел практику, получает место в школе и стипендию от партнеров проекта. Сейчас в проекте участвуют школы Москвы, Подмосковья, Воронежа и Воронежской области. В течение двух лет молодых педагогов доучивают по особым методикам, которые разработаны в партнерстве с Институтом развития образования ВШЭ. Рабочее расписание составляется так, чтобы у них всегда был свободный день для занятий или обмена опытом. В этом году в проекте участвуют 40 человек.

Екатерина Трушина – выпускница Санкт–Петербургского государственного экономического университета. Ее специальность – "менеджмент". Сейчас она преподает литературу в московской школе N 554. Кроме нее на работу в эту школу приняли пять участников проекта. Английский язык ведет выпускница факультета международных отношений СПбГУ, обществознание – социологического факультета МГУ, мировую художественную культуру – выпускница ВШЭ, географию – выпускник географического факультета Тверского госуниверситета.

– Я жила в городе Полярные Зори. Окончила там музыкальную школу, получила разряд кандидата в мастера спорта по плаванию, увлекалась театром, хорошо знала литературу и собиралась поступать на филфак в пединститут им. Герцена. Но пошла на "финансы и экономику", – рассказывает Екатерина Трушина.

Учеба и стажировки в финансовых компаниях показались ей скучными. А вот школа – совсем другое дело. Ей дали часы по литературе в 5-х и 6-х классах. Причем русский язык ведет наставник Екатерины, учитель с большим опытом Татьяна Кузнецова. У педагогов есть совместные проекты, когда тема, затронутая на уроках литературы, находит продолжение на уроках русского. Наставник часто бывает на уроках своей подопечной, дает советы и помогает с методическими вопросами.

Конечно, подготовка к занятиям отнимает у выпускницы экономического вуза гораздо больше времени, чем у любого профессионального словесника, трудно подстроиться под стандарты, учесть методические требования, надо время, чтобы перечитать тексты. Но плюсов гораздо больше.

– Выпускники программы – это молодые специалисты, имеющие огромное желание работать в школе. Они успешные и активные, у них нешаблонное мышление, они больше заточены на метапредметность, которую требуют стандарты. В нашей школе появилась команда инициативных, позитивных учителей, которые нацелены на высокие образовательные результаты. Своей увлеченностью они заражают детей и своих коллег, – высказывает свое мнение директор московской школы N 554 Майсурадзе Майя.

Как проходят сейчас стандартные уроки литературы в школах? Прочитал текст, дома ответил на вопросы, перенес ответы в табличку. А у Екатерины Трушиной на уроках по Сергию Радонежскому класс делится на проектные группы. Первая исследует текст с точки зрения истории, вторая готовит адаптированный пересказ, третья сравнивает Сергия Радонежского с Ником Вуйчичем, автором нашумевшей книги "Жизнь без границ", который родился без рук и без ног. Ученики у Трушиной пишут не только сочинения по традиционным темам, но и по таким, например, "Я самый богатый человек, потому что...". "Двойки" она ставит только за списанные из Интернета сочинения. И каждую работу тщательно проверяет через поисковики.

В следующем году школа N 554 снова даст заявку на молодых учителей из проекта "Учитель – для России". "Нужны учителя истории, английского языка, биологии", – поясняет Майя Майсурадзе.

Проект рассчитан на два года. Именно столько молодого учителя опекают, поддерживают и обучают. Затем каждый принимает решение: остаться в школе или уйти. По словам Майи Майсурадзе, в школах может быть до 10% молодых учителей без базового педобразования. Но к таким экспериментам сегодня готово далеко не каждое учебное заведение. Надо сказать, в России есть опыт привлечения в школы учителей без педобразования. Но чаще всего это касается специализированных школ и центров при вузах, где преподают ученые – физики, химики, биологи, математики. Таких учебных заведений – единицы.