Как устроены турецкие школы
15 ноября 2015
Автор: "Мел"

Как устроены турецкие школы

«У нашей системы образования есть две проблемы: первая – система, вторая – образование», – говорят турки.

В Турции есть популярная присказка: «У нашей системы образования есть две проблемы: первая – система, вторая – образование».

Если посмотреть в масштабе последнего столетия, изменения поражают воображение. Сегодня турецкое образование регулируется реформами Ататюрка 1924 года. Он в числе прочего изменил арабский алфавит на латинский, да и вообще все перевернул с ног на голову. Сейчас в Турции огромное количество государственных и частных школ, колледжей и лицеев и 175 университетов, где учатся 4,5 миллиона студентов. По различным рейтингам как минимум семь турецких университетов входят в мировую сотню лучших. Откуда жалобы?

Обязательных учебных лет в турецкой школе постепенно становилось все больше и больше (пять лет – до 1997 года, восемь – до 2012), пока, наконец, не пришли к стандартным в Европе 12 годам. Три года назад в стране прошла большая реформа образования, которая в том числе установила новую систему «4+4+4»: четыре года в начальной школе, четыре – в средней школе, и столько же – в старшей. После первой пары четырехлеток можно уйти в религиозные семинарии и закончить образования уже там (религиозные школы «Имам Хатип» – история отдельная). Школьный год немного «сдвинут». Он начинается не 1 сентября, а 15-го и заканчивается в середине июня.

 «Неспортивные» начальные школы

«Ilkokulu» – школа «первая», начальная. Они бывают государственные – относительно бесплатные, и частные, за которые придется платить и довольно много. В государственных школах, правда, тоже придется платить: за учебники, форму, шкафы, проекторы, компьютеры и даже уборщицу. Еще придется мириться с огромным количеством учеников в классе – их может быть около 50-ти. Многие жалуются на количество школ вообще и на их состояние в частности. В небольших городах школьные здания часто – печальное зрелище.

 «В школе моих детей столовой нет. Есть только буфет, где можно купить сэндвичи. Еще некоторые учителя выдают меню того, что можно принести в школу ребенку на ланч. Столовая – это слишком дорого, – рассказывает Светлана, чьи дети учатся в начальной и средней школе в Анкаре. – Государство вообще денег практически не выделяет. Только на отопление и зарплату учителей регулярно, а на все остальное не дают. Если повезет, выделяют на ремонт. Если нет, собирают родители».

Еще один поразительный момент государственных школ – это отсутствие в здании спортзала. В начальной школе не бывает урока физкультуры. Детей просто выводят поиграть во дворе. Спорт в рамках школы появляется только в средней школе.

Можно пойти и в частную школу –  «kolej». Таких школ много: есть дорогие и именитые, есть новые с учителями-иностранцами. Есть оставшиеся еще со времен Османской Империи школы для местных «меньшинств» – греческих, армянских и еврейских. Есть не менее старинные колледжи, которые основали французы, итальянцы, немцы и американцы еще в начале XX века (когда их в Стамбуле было много и они чувствовали себя здесь хозяевами). Здесь весь учебный процесс идет на языке основателей.

Объединяет все школы – и государственные, и частные – система «сервисов». Мини-автобусы собирают детей по районам до начала занятий и отвозят их по домам вечером. Этой системой турки могут пользоваться чуть ли не до пенсии: большинство офисов предлагает тот же сервис для своих сотрудников. Дело в том, что в Стамбуле нет единой системы транспорта. Чтобы добраться куда-либо, придется сменить паром на автобус, метро на трамвай, везде опоздать и потратить много денег (платить приходится, даже если делаешь пересадку в метро). Поэтому почти все, без сомнения, платят за услуги сервисов. Вывел ребенка на угол своей улицы, его забрали и довезли до школы под присмотром – что может быть удобнее?

Средние баллы в средних школах

Чтобы перейти в среднюю школы – «Ortaokul», – нужно сдать экзамен. Экзамены необходимо сдавать после каждой четырехлетки. «Теоретически, мы работаем с программой „Ориентация на ученика“. Но все сосредоточены только на будущих экзаменах в среднюю школу. Это рождает потрясающее чувство соперничества между учениками и даже их семьями. По мне, таким образом, мы выпускаем из школ нечувствительных и довольно эгоистичных индивидуумов», – говорит Шуле Кандыр, учитель в государственной начальной школе в Стамбуле.

С шестого класса для каждого ученика начинают считать средний балл за год. Следующий шаг в системе во многом будет зависеть от него. Средний балл считается и суммируется, потом к нему прибавляют результаты экзаменов. Чем выше балл, тем лучше «lise» – «высшую школу» – можно будет выбрать. Есть специальные рейтинги всех лицеев, где указано, с какими баллами туда можно поступить.

Лицеи и специализация

Лицеи, даже государственные, в Турции платные. В Стамбуле есть знаменитые частные лицеи, красивейшие здания на берегу Босфора или в богатых районах на азиатской стороне. Учиться там – дорого, но очень престижно. После первого года можно выбрать специализацию: наука, литература или социология. Хотя это зависит не только от личных предпочтений, но и от оценок.

Главная задача лицеев – подготовить учеников к вступительным экзаменам в университет. Точнее, к двум – первый (общий) –  в марте, второй (основной) – в июне. Мало кто полагается только на школу, почти все идут и на подготовительные курсы.

Вступительные экзамены

Вступительные экзамены в университет – чуть ли не самый главный день в жизни каждого турка. Высшее образование здесь — все еще довольно элитная вещь. Его могут позволить себе далеко не все. К тому же мест в университетах здесь не хватает на всех желающих. Попасть сюда сможет только треть всех молодых людей в стране. Пропасть между людьми с высшим образованием и без него настолько велика, что у многих студентов в день экзаменов случаются нервные срывы.

Запутанная система распределения не сильно облегчает дело. Ученики выбирают по 18 факультетов в разных университетах. Каждый факультет заявляет количество баллов, с которым можно пройти. Далее система начинает автоматически «раскидывать» учеников по факультетам. Автоматически – это значит, что она берет первого ученика по результатам (и по алфавиту) и определяет его на лучший факультет. Места на факультете ограничены. Поэтому, где ты в итоге будешь учиться, зависит не только оттого, насколько ты умный или хорошо подготовленный. Тебе должна улыбнуться удача.

Религия

Обучение религии в Турции – сложный и на удивление запутанный вопрос. И здесь кроются главные проблемы всей системы. После реформ Ататюрка исторические «медресе» –  семинарии для подготовки религиозных работников – заменили религиозные школы «Имам Хатип». Ученики, правда, не стремились изучать религию в новой секулярной системе, и школы еле выживали. В течение следующих лет их постоянно пытались закрыть, а выпускников – допускать или не допускать к университетским экзаменам. С приходом к власти исламистской Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Таип Эрдоганом, количество студентов в школах «Имам Хатип» увеличилось на 90%. Сегодня в религиозную школу можно поступить после восьми лет общего обучения, а потом – сдать экзамены в университет. Для многих небогатых семей, которые не могу себе позволить дорогие лицеи, такие школы – часто единственный выход.

Религию изучают и в государственных школах, и начальной, и средней. Изучают главные мировые религии, по большей части – ислам. Такие уроки – тема для постоянных дебатов, особенно среди современных, нерелигиозных турецких семей. Родители, которые не хотят, чтобы их ребенка учили молиться, отдают детей в частные школы. Но там есть свой культ – перед статуей Ататюрка отдают честь, поют гимны и клянутся вырасти «хорошими турками».

«Исламисты „воюют“ с последователями Ататюрка, и наоборот. Никто не учит детей пониманию и толерантности. А это так нужно в этой стране, с ее сложным прошлым и настоящим», – рассказывает Ирина, мама ученицы частной средней школы в Стамбуле.

Реформы

К сожалению, горячие эмоциональные обсуждения религии отвлекают внимание от всех других проблем в системе образования, таких, как уровень учителей, количество учеников в школах, система предметов. Каждые несколько лет в стране объявляют о различных изменениях в образовательной сфере, которые долго путают всех участников. Сколько лет придется учиться в каждой из школ? Что нужно будет сдавать на экзаменах? Как решаются специализации? Какие будут предметы? Новые правила не успевают прижиться, заработать и оправдать себя, а новые мини-реформы не заставляют себя ждать. Тем временем Турция – самая молодая страна Европы. Около половины населения – молодые люди до 18 лет. Это самое образованное поколение за всю историю Турции и образование играет огромную роль в их будущем и будущем страны.