Под бюрократическим прессом
Российские учителя страдают от бюрократии больше всех в мире — такой вывод сделали авторы международного исследования вопросов преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS). Как показал опрос, педагоги в РФ слишком много времени тратят на разнообразную отчетность, что серьезно вредит образовательному процессу. России принадлежит и другой антирекорд: здесь больше всего жалуются на списывающих школьников. В Минобрнауки согласны с данными TALIS и обещают скорректировать госполитику в сфере образования.
Исследование TALIS уже 17 лет проводит Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), оно является наиболее масштабной международной оценкой работы учителей и директоров школ. В 2008 году данные России впервые оценивались неофициально, потом страна не участвовала в исследовании и только в этот раз присоединилась к другим 36 странам. Эксперты Института образования ВШЭ побеседовали с 4076 учителями и 198 директорами из 200 школ 14 регионов РФ.
Результаты опроса показали, что российские учителя загружены больше всех в мире. Их рабочая неделя превышает 46 часов, из которых непосредственно преподавание занимает 23,5 часа (средний общемировой показатель — 38 и 20 часов соответственно). При этом российские учителя больше, чем иностранные коллеги, жалуются на бюрократическую нагрузку: им постоянно приходится составлять разнообразные отчеты и заполнять бумаги. "На индивидуальное планирование, подготовку к урокам наши учителя тратят значительно больше: по странам-участникам исследования в среднем 7 часов, мы тратим 11,— рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.— На общую административную работу, заполнение отчетов тратят они три часа, а мы — четыре. Это показывает, что у нас выше реальная, фактическая нагрузка. Мы перегрузили учителей".
В коллективе российских школ преобладают женщины — их 85% среди учителей и 77,6% в директорском корпусе (при среднем значении по остальным странам 68% и 49,8%). "Такое неравенство связано в том числе и с уровнем зарплаты",— предположил господин Кузьминов. Доля молодых учителей до 25 лет в российской выборке составляет 4,7%, что выше среднего показателя в 2%. Но при этом педагогов старше 50 лет в России больше, чем за рубежом: 40% против 32%. При этом российские учителя реже меняют место работы, это происходит раз в 15 лет (среднее значение — 10 лет).
Стоит отметить и еще один неожиданный результат — как оказалось, российские школьники списывают больше всех в мире. На подобные нарушения пожаловались более 35% директоров школ, в других странах на этой ситуации не заостряли такого внимания. Авторы исследования особо подчеркнули, что планируют сравнить данные по списыванию из разных регионов, чтобы изучить опыт тех школ, где такой проблемы не стоит.
"Для нас важно участие в международных исследованиях, которые изучают вопросы квалификации учителей, потому что именно от этого зависит качество и эффективность образования,— сказала вчера замминистра образования и науки Наталья Третьяк.— Нам были очень интересны результаты исследования, в каких-то вопросах они были предсказуемы, в каких-то нет". По ее словам, министерство примет меры и скорректирует госполитику в тех областях, где результаты исследования выявили проблемы.