Новый тренд: каникулярное образование
По мнению министра образования Дмитрия Ливанова, российские школьники недостаточно развиты по сравнению с их зарубежными сверстниками. Такое отставание нужно срочно наверстывать, и осуществить это можно либо увеличением длительности школьной учебы, либо продолжительностью учебного дня, либо использованием для учебы… каникул.
Для обсуждения детского каникулярного отдыха был проведен масштабный форум, на который съехались все главные лица отечественной системы образования.
— Есть мнение, что дети в школе перегружены, но эксперты, которые оценивают время, проводимое ими в учебном заведении, так не считают, — заявил министр. — В странах с развитыми системами образования дети проводят в школе примерно на 15% больше времени, чем в России. А с учетом того, что у нас учатся 11 лет, а за границей чаще всего 12, а то и 13 лет, этот разрыв приближается к 30%. Чтобы не проигрывать в развитии иностранцам, его нужно компенсировать. Сделать это можно, в первую очередь, за счет внеурочных программ развития, на которые у детей есть время на многочисленных каникулах и федеральных праздниках. Внешкольное обучение и воспитание чрезвычайно важны для всех, в особенности для неблагополучных семей. И мы будем активно развивать это направление — готовить кадры, больше финансировать эту деятельность и делать ее привлекательной для инвесторов.
Похоже, вольному ничегонеделанию на каникулах приходит конец.
— Каникулы — это в первую очередь не отдых, а время для развития детей и «испытание свободой», — высказался директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, имея в виду, что не все проходят это испытание с честью и лучше «эксперименты со свободой» свести к минимуму. — Даже субботне-воскресное ничегонеделание губительно.
Впрочем, на уик-энд, традиционно проводимый детьми с родителями, государство вроде бы не покушается. Но вот сидение в каникулы дома будут пресекать, вдалбливая папам и мамам через школу вредность пассивного отдыха их отпрысков без дополнительного развития:
— Мы видим устойчивый спрос на развивающие программы во время отдыха у родителей и детей, — продолжила речь министра зампред Правительства РФ Ольга Голодец. — Более 46 тысяч самых разных программ допобразования было реализовано в лагерях страны в течение минувшего лета, за которое отдохнули 8 миллионов ребят. Детям нравится физкультурно-оздоровительная деятельность — это более 30%, высок спрос на естественно-научную и техническую деятельность — 9%, в развивающие программы в области туризма и краеведения было вовлечено 11% подростков, 25% предпочли художественное направление, включающее в себя танцы, пение, кино, театр, телевидение и т.д.
Все это звучит оптимистично, если бы не одно «но», заставляющее насторожиться каждого родителя... За чей счет банкет? Не получится ли так, что вслед за платной продленкой родителям школяров придется раскошелиться и на дополнительные — и при этом обязательные — занятия на каникулах? Увы, принцип «добровольно-принудительного обучения» для нашего образования не новость...