Будут ли учитываться медали при поступлении в вузы?
13 мая 2014
Автор: Лексина Галина Николаевна

Будут ли учитываться медали при поступлении в вузы?

12 апреля экс-министр образования Владимир Филиппов ответил на самые интересующие вопросы.

Интервью с экс-министром образования, ректором Российского университета дружбы народов и председателем Высшей аттестационной комиссии - Владимиром Михайловичем Филипповым:

Владимир Михайлович, снова предлагается вернуть в школу золотую медаль и учитывать ее при поступлении в вузы. Экзамен по иностранному языку опять стал обязательным, а в тестах ЕГЭ расширяется устная часть. Почему такие шараханья в реформе образования? Может, честнее отменить ЕГЭ?

Владимир Филиппов: Когда-то вместе с одной из газет мы проводили конкурс и пообещали приз тому, кто найдет хоть одну семью директора совхоза или колхоза, дети которого не получили бы в школе золотую медаль. Не нашлось таких семей. Так что цена медали может быть разной.

Во всех ведущих странах мира принята тестовая система, это Единый экзамен для всех. Не важно, бедный ты или богатый, и в какой школе ты учился - в элитной или обычной. Да, надо обеспечить объективность проведения этого экзамена. Признаемся, у нас бывают единичные нарушения, может, около 2-5 процентов. Но для России отмена ЕГЭ - возврат к коррупции.

Меня ректоры часто упрекали: "Мы берем абитуриентов по бумажкам, надо же им в глаза посмотреть!". Но смотрели-то в вузах ранее, при вступительных экзаменах, не в глаза, а в карман, пытаясь вынудить платить хоть законным путем, хоть незаконным. И не забывайте, что ЕГЭ сделал поступление в вузы доступным для многих способных школьников из отдаленных регионов. И для такой огромной страны, как Россия, это особенно важно.

Но за границей смотрят не только на тесты, но и на портфолио, которого у нас до сих пор нет. Почему мы опять так непоследовательны?

Владимир Филиппов: Да, с портфолио мы немножко задержались. Идею "портфолио" в дополнение к ЕГЭ предлагал внедрять еще в 2002 году талантливый педагог, директор Вальдорфской школы Анатолий Аркадьевич Пинский. Против портфолио никто не возражал, и сообщество договорилось: сначала опробуем и введем ЕГЭ, а потом - портфолио. Эксперимент с ЕГЭ длился рекордно долго - восемь лет, а эксперимент с портфолио, для которого потребовалось бы 3-4 года, так и не начался.

Нельзя ввести портфолио без эксперимента? Договориться, например, что мы учитываем в нем средний балл аттестата или результаты сочинения?

Владимир Филиппов: Я считаю, что эксперимент с портфолио нужен. А что касается среднего балла аттестата, то я против. Зачем трижды наступать на одни и те же грабли? Средний балл мы пытались учитывать дважды - в советское время и в 1990-е годы. Но оба раза уже через три года отказывались от этого.

Статистика показала: средний балл во всех школах страны сразу увеличился, но знания учеников лучше не становились. Более того, в обществе сразу возникала волна возмущения против возрастающих поборов и взяток в школе из-за борьбы за высокий средний балл аттестата. И с сочинением могут быть такие же проблемы. Учителя сейчас даже взятку брать не будут. Они скажут родителям: ваш ребенок слабенький, пусть приходит ко мне на дополнительные занятия по 10 долларов за час.

Я не против сочинения, но проверять его должен человек из другой школы или из вуза, при обеспеченной анонимности автора сочинений. Как только мы сможем обеспечить такую возможность - пожалуйста! В портфолио можно учитывать участие в разных всероссийских конкурсах, в том числе - в районных, городских, республиканских этапах Всероссийской олимпиады, спортивные и творческие достижения. Но надо четко определить, какие именно успехи важны.

Для многих ректоров, например, важно, чтобы были механизмы приема талантливых детей: спортсменов, музыкантов - победителей различных российских и международных соревнований и конкурсов. Наличие таких детей в вузе стимулирует развитие студенческих коллективов. В следующем году в РУДН, например, планирует поступать по целевому приему команда девушек из школы Олимпийского резерва, и мы заинтересованы в таких студентах. Им нужно учиться в одном вузе, чтобы продолжать вместе тренироваться, а нам важно, чтобы в студенческой среде были такие лидеры, которые подавали бы пример спортивного образа жизни другим.

Источник