Школа на задних лапках
Наша лента новостей долго обходила молчанием опубликованный "ТОП-500" лучших российских школ. Во-первых, мы следили за развернувшимися дискуссиями вокруг рейтингования и его критериев (и немного сами в них участвовали); во-вторых, определялись с собственной позицией "по факту".
Дело в том, что школам, подобным "Корифею" (с 2-мя выпускными классами по 20-22 человека) в лидеры подобного рейтинга выйти почти нереально. Ибо при составлении перечня учитывались всего 2 критерия: результаты ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников. Причем за каждого ученика, набравшего в сумме за любые три предмета на едином экзамене от 190 до 219 баллов, школа получала 0,5 балла, за ученика, набравшего 220 баллов и больше, — 1 балл, а за призеров и победителей регионального и заключительного этапа олимпиады — от 1 до 10 баллов. Пока без учета общего количества учащихся. Поэтому наш результат, весьма солидный, если его соотносить с общим числом старшеклассников в гимназии, сразу терятеся в мире больших чисел, т.е. в сравнении со 100-150 человеками в выпуске.
Другой разговор - о валидности результатов ЕГЭ, особенно в 2013 г.; о степени отношения олимпиадных триумфов к работе школьных учителей, эти темы тоже активно обсуждаются на форумах. Сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и права в школе «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий считает, что «победа в международных или всероссийских олимпиадах — это результат не обычной учебы, а специальной работы. Я не верю, что человек, насколько бы он ни был талантлив, может стать победителем Всероссийской олимпиады, просто занимаясь на уроках в школе. Олимпиады — это хорошо, но это не самое главное в работе учителя», — поясняет он.
При этом любой публичный рейтинг вызывает желание у тех, кого ранжируют и оценивают, оказаться в числе лучших — а для этого, очевидно, нужно подтянуть те параметры, по которым производится оценка. Ориентация на олимпиады в таком случае побуждает школы натаскивать детей именно на выдающиеся результаты в этой области и делать ставку на сильнейших, фактически "отодвигая" всех остальных.
Отдельный вопрос - будет ли рейтинг увязан с финансированием, т.е. получат ли школы-лидеры дополнительные "премии" за высокие показатели, как это делалось по итогам рейтингования в Москве. «Конечно, надо приветствовать, когда учитель или школа получает хоть что-то, само по себе это хорошо. Но ведь это означает «я тебе дам денежку дополнительно, если ты попрыгаешь на задних лапках», то есть если ты будешь учить детей именно так, чтобы они, например, побеждали в олимпиадах. Получается, что учителю за его обычную работу не предполагается платить нормальных денег, а если ты будешь вылезать из себя — тогда ты будешь получать дополнительное финансирование», — говорит Луховицкий.
Если эта практика получит дальнейшее распространение, то окажется, что школы, и без того имеющие достаточно ресурсов, чтобы показывать результаты выше среднего, получат еще больше денег, в то время как аутсайдеры останутся ни с чем — и уровень образования в стране улучшится исключительно в формате «средней температуры по больнице».
Получается, что участие в подобном рейтинге, который всячески поддерживают российские власти и активно продвигает государственное информационное агентство, побуждает школы ориентироваться исключительно на сильных школьников: тех, которые могут дать ей хотя бы 0,5 балла (ученик, получивший за три госэкзамена от 190 до 219 баллов), а лучше все 10 (ученик, победивший на заключительном этапе Всероссийской олимпиады). На остальных детей внимания можно вообще не обращать, не говоря уже о прочих вещах, которые способна дать школа: творческие кружки, хорошие завтраки, настольный теннис на физкультуре или, в конце концов, просто дружелюбная атмосфера между учителями и школьниками.
Однако как измерить индивидуальный рост каждого ребенка, мягкую семейную обстановку в школе и составить соответствующий рейтинг, эксперты от образования пока что не придумали.
Читать полностью: "Прыжки на задних лапках", Лента.ru