В школу снова, как в 90-е годы, устремился поток «нешкольных людей» — специалистов без базового педагогического образования. Кадры меняют все — и управленческие подходы, и отношения школ с деньгами. Средние учебные заведения перестают быть просто потребителями государственных ресурсов. Сейчас и частные, и государственные школы учатся выстраивать взаимодействие с меценатами, в том числе, с бывшими выпускниками, выигрывать гранты и осознанно управлять своими ресурсами. Педагоги и директора все чаще смотрят на свою организацию как на бизнес-проект. Мы расскажем, какие финансовые инструменты используют современные школы, какую выгоду и риски это им приносит.
Тонкости школьной коммуникации
В начале 2000-х годов директор муниципальной екатеринбургской школы «Корифей» Алексей Бабетов, как и многие его коллеги, решил создать родительский совет. «Мы поняли — надо родителей вовлекать в школьную жизнь, чтобы активные люди зажигали всех остальных. Когда группа заинтересованных родителей пришла ко мне и поделилась своими представлениями об улучшении работы школы, я предложил им объединиться, вместе устранять проблемы и активно об этом рассказывать», — вспоминает он. Вскоре нашелся предприниматель, желающий построить в школьном дворе многофункциональный спортивный корт. Условий у него было два: открыть туда доступ окрестным детям и согласовать строительство без проволочек. Через полтора месяца ученики «Корифея» и ребята из микрорайона уже играли в футбол на новом корте.
Инициативы посыпались одна за другой, и, в основном, заканчивались хорошо. Но были и провалы. Одна история Бабетову запомнилась особенно. Отец одного из учеников предложил полностью обновить класс, но только если каждый родитель вложит в дело хотя бы малость. «На классном собрании многие родители возмутились. Думаю, что коммуникация была неправильно построена — как будто всех принуждают к ремонту. Надо было дипломатично сказать: есть классная идея и крупный спонсор, но нужна подписка по 100 рублей», — объясняет директор.
Родительский совет просуществовал пять лет – до момента, когда дети его основателей закончили школу. И когда в 2018 году школа при содействии Рыбаков фонда зарегистрировала эндаумент фонд, первые взносы сделали именно участники того самого совета. «В истории с родительским советом самым ценным для меня был опыт. Мы поняли, что крупные предприниматели иначе решают вопросы и видят ситуации в ином ракурсе. Школе надо научиться понимать, как работают деньги», — говорит Бабетов.
Директор «Корифея» убежден – наполнить эндаумент школа сможет только с помощью выпускников. Гимназия только начала системную работу с ними. Несколько учителей регулярно проводят опросы и поддерживают отношения в соцсетях. Они формируют основу для базы данных бывших учеников с указанием городов, специальностей и мест работы. Ежегодно школа проводит очную встречу и онлайн-перекличку выпускников разных лет. «Нетворкинг выпускников — одна из наших задач. Даем контакты более опытных выпускников, которые живут в разных городах и странах, тем, кто моложе. Школа – это тоже ресурс для них. Они всегда могут прийти за советом, «Корифей» делится нужными контактами, сопровождает стартапы, помогает в налаживании связей», — говорит Бабетов.
Через эндаумент вышедшие на пенсию учителя получают ежемесячную надбавку в размере 20-25%, а работающие педагоги и сотрудники — премии. В прошлом году в гимназии был организован конкурс «Учитель — сердце школы»: прошло голосование выпускников за любимых педагогов. Десять победителей получили из эндаумента солидные денежные призы. В общей сложности вместе с грантами, конкурсами и доходами от эндаумента в 2020 году школа «Корифей» привлекла в свой бюджет 10 млн. рублей дополнительных средств.
Директор «Корифея» Алексей Бабетов убежден – наполнить эндаумент школа сможет только с помощью выпускников. Гимназия только начала системную работу с ними. Несколько учителей регулярно проводят опросы и поддерживают отношения в соцсетях. Они формируют основу для базы данных бывших учеников с указанием городов, специальностей и мест работы. Ежегодно школа проводит очную встречу и онлайн-перекличку выпускников разных лет. «Нетворкинг выпускников — одна из наших задач. Даем контакты более опытных выпускников, которые живут в разных городах и странах, тем, кто моложе. Школа – это тоже ресурс для них. Они всегда могут прийти за советом, «Корифей» делится нужными контактами, сопровождает стартапы, помогает в налаживании связей».
Как сформировать финансовую устойчивость школы
* Первым делом — менеджмент
С необходимостью «прокачать» предпринимательскую жилку сталкивается сейчас руководитель любой школы. «У директора должно быть видение как у менеджера крупной корпорации», — считает Татьяна Терентьева из «Бизнес-ментора». Ирина Путинцева из школы «Горностай» не жалеет о со слезами полученном МВА, и рекомендует директорам получать управленческое образование. «Стратегию, маркетинг, финансы и человеческие ресурсы надо уметь интегрировать. Нельзя умалять ни одну из этих частей», — говорит она.
«Многие школы закупают дорогостоящее учебное оборудование. Но для того, чтобы оно повлияло на качество образования, необходима внутренняя реорганизация», — утверждает доктор юридических наук, эксперт по инвестиционному и образовательному законодательству Вадим Чеха. Директор, по его мнению, должен уметь правильно расставлять кадры, чувствовать потенциальные опасности в сфере финансов и привлекать специалистов по бухучету – собственных или внешних.
* Оптимизировать ресурсы
Начинать работу с финансами в школе Елена Минаева рекомендует с «перетряски» запасов. Сама она сразу оптимизировала учебный план и штатное расписание. «В некоторых школах учебные планы не меняются десятилетиями, хотя закон в этом вопросе очень гибкий. Например, три часа в неделю физкультуры в большой школе — это колоссальные деньги», — говорит она. Ирина Путинцева добилась для своей школы статуса автономного учреждения и теперь может сдавать в аренду свободный в вечернее время спортзал.
Дмитрий Кузьмин напоминает о важном для частных школ показателе — выручке с квадратного метра. Арендуя помещение, многие директора продолжают работать в старой планировке, хотя арендодатель часто не против легких изменений. «Небольшое переустройство, сделанное самостоятельно или с помощью консультантов, позволит из 3 классов по 15 учеников сделать, например, 5 классов по 12. Иногда выручку с квадратного метра получается повысить чуть ли не вдвое», — говорит он.
* Групповая работа с финансами
Большинство директоров утверждают, что в решении финансовых проблем им важна коллегиальность. Например, Александр Кузьмин считает, что частной школе необходимо сотрудничать с родителями на принципах партнерства. «Они несут полную ответственность за образование и воспитание детей, и школа должна предоставить возможность взаимодействия с ней», — говорит он. В школе им. Горчакова создана рабочая группа по решению финансовых вопросов, в которую, помимо директора и учредителя, входят по одному родителю от каждого класса. Группа принимает решения, касающиеся ФОТ и существенных затрат.
Вадим Чеха говорит, что вовлекать родителей в работу с финансами стоит даже в государственных и муниципальных школах. «Если учителя и родители принимают коллективные решения, то они воспринимаются как справедливые, в том числе, и в части расходов», — объясняет специалист. Это, например, может помочь решить не утихающие споры о том, должны ли родители платить за какие-либо виды тетрадей и пособий. Также имеет смысл привлекать родителей к обсуждению о распределении фонда для поощрения работы учителей.
* Целеполагание
Ключевой момент в решении финансовых вопросов прочно связан определением достаточности, выбором целей и приоритетов. «Достаточность — очень правильное слово, — говорит Ольга Сапко. – При разработке бюджета мы решаем, сколько нужно, чтобы просто выжить, сколько – на бутерброд с маслом, а сколько – на бутерброд с икрой. Главное понять, зачем нам эти излишки. Можно рассчитывать бюджет на ремонт с использованием импортных материалов, а можно — российских. Например, мы сотрудничаем с производителем из Перми, который делает школьную мебель отличного качества. А вот на технике нет смысла экономить, она должны быть и качественной, и актуальной».
Алексей Бабетов считает: чем яснее коллектив школы понимает, что конкретно ему нужно, важно и ценно, и какие задачи предстоит решать прямо сейчас и в будущем, тем проще получить поддержку меценатов.
Дмитрий Кузьмин говорит, что важно информировать педагога о том, как его личный доход зависит от наполняемости класса и общей выручки школы, а также о затратах на привлечение каждого нового ученика. «Педагоги, в отличие от руководства, часто не стремятся к тому, чтобы классы были наполнены учениками. Учителю комфортно работать, если вместо 15 человек – условной нормы для частной школы — в классе только пять. Отсутствие желания привлекать новых учеников в класс ведет к оттоку детей из школы. А ведь на их привлечение были потрачены немалые деньги», — говорит он.
* Открыть «коридор» для пожертвований
«Некоторые частные школы замыкаются на сборе платы за обучение и не задумываются о том, что через пожертвования можно получить больше средств. Поэтому важно создать такую возможность», — замечает Александр Кузьмин. Государственные школы только начинают вникать в тонкости фандрайзинга. Так что можно ориентироваться на опыт, наработанный благотворительными организациями. «Посещая конференции, мы увидели, что фандрайзинг — мощная система. Нужно осваивать технологии, — говорит Алексей Бабетов. – Люди всегда готовы делиться, если понимают, зачем школе нужны деньги». Также важно внимательно относиться к целям, на которые люди, у которых есть деньги, готовы их потратить.
* Корректная и своевременная коммуникация
Тонкая тема, когда речь идет о финансах. Вадим Чеха замечает, что в педагогическом коллективе инвестора часто воспринимают как сложного, непонятного человека. «Педагоги ждут дяденьку с мешком подарков, а приходит скучный, хмурый и даже иногда склочный человек», — говорит он. При этом ждать от учителей погружения в вопросы, волнующие инвестора, не стоит. Это задача руководителя. С другой стороны, важно, чтобы инвестор понимал, как устроена сфера образования, а лучше, чтобы он имел опыт работы в ней, считает Чеха.
Но самый деликатный вопрос для школы – привлечение родителей в качестве финансовых помощников. «Многие школы сидят на этом – собирают плату с родителей. История неоднозначная. Я работаю точечно с только с теми, которые искренне хотят помочь и имеют ресурс. Одни оплачивают счета или деньги перечисляют, другие предоставляют бесплатно транспорт или строительную технику», — говорит Ольга Сапко.
Отсутствие прочной и здоровой связи между семьей и школой в России — одна из причин непопулярности школьных эндаумент фондов, считает Дмитрий Кузьмин. «Разумеется, создавать эндаумент фонды стоит, равно как и выстраивать долгосрочные отношения с семьей выпускника. Отучившись в ВУЗе и начав зарабатывать деньги, выпускник должен осознавать, что именно школа послужила причиной его успеха», — говорит он.
* Деньги и ценности
Какой бы дефицит финансов ни испытывала школа, у нее всегда есть нравственные «буйки», за которые в отношениях с меценатами она старается не заплывать. Базовое для многих школ условие – отказываться от нерадивого ученика, несмотря на помощь со стороны его родителей. «Мы не принимаем в школу детей, которые не способны учиться, даже если родители готовы много жертвовать», — говорит Александр Кузьмин. Школа им. Горчакова не принимает пожертвований от алкогольных и табачных компаний.
Вадим Чеха замечает, что собственный свод правил, включающий, например, dress code, правила поведения сотрудников на публике и в социальных сетях, важно создать любой школе. «В глазах потенциального инвестора это придает вес организации, увеличивает ценность школы как объекта инвестиций», — говорит он.
Школа – противоречивый организм. Некоммерческий статус не позволяет ей свободно распоряжаться прибылью — ее можно тратить только на уставные цели. «Образование, так же, как медицина, становится опасным, когда во главу угла ставят прибыль. Я бы не строил школу с самого начала как бизнес, но она может в него со временем превратиться. Мы же ждем финансового успеха не от младенца или подростка, а только от зрелого человека», — говорит Сергей Гутцайт.