Гимназия "Корифей" в истории нового уральского образования

7 февраля 2021

О гимназии / Пресса о нас

Автор: Андрюхина Л.М., д.ф.н., профессор

Гимназия "Корифей" в истории нового уральского образования

Фрагмент из коллективной монографии "Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики", вып. 11. - Уфа, 2016 г.

Проект гимназия «Корифей» возник также по инициативе философов, выпускников философского факультета УрГУ, а точнее сказать философской семьи. Позволю себе дальше воспользоваться текстом об истории создания гимназии с сайта самого «Корифея».

«Весной 1991 года, все началось с инициативы одной семьи. Вернее, с идеи Майи Петровны Никулиной (известного в городе поэта, журналиста, зам.редактора журнала “Урал”) создать небольшую “школу для дошкольников”, в которой родители – узкий круг друзей-единомышленников – обучали бы собственных детей. Идею поддержали родные (дочь Мария Калужская и зять Алексей Бабетов, научные сотрудники Института философии и права УрО РАН); и уже в октябре в здании Областной детской библиотеки начали обучение две группы дошкольников, среди которых был и Калужский Гриша 4-х лет.

Пятнадцать родителей взяли на себя преподавание различных курсов, написание программ, подбор пособий и литературы. Двадцать пять малышей занимались три раза в 29 неделю по три часа, осваивая непростые предметы: природоведение, языкознание, историю мифологии, историю искусств, основы логики и математики, английский и французский языки, импровизированный театр, музыку и ритмопластику, гимнастику у - шу. Уже тогда, хоть у нового начинания не было еще ни имени, ни официального статуса, начала оформляться концепция школы. Ее организаторы считали, что главным для дошкольного образования является, во - первых, серьезный теоретический уровень всех преподаваемых курсов (а надо сказать, родители собрались – люди интересные, творческие, из академических институтов, университета, библиотеки); во - вторых, неформальная, семейная атмосфера обучения, взаимное доверие и уважение; в - третьих, наличие внутренней мотивации у родителей на образование своих детей, ясное понимание ими целей, средств и результатов. Этим принципам школа неизменно следует и сейчас, когда “семейное дело” выросло уже в муниципальное учебное заведение. А тогда учились и учили бесплатно: я занимаюсь с вашими детьми, а вы – с моим.

Но закончился год, и в библиотеку потянулись родители со стороны с просьбами принять их малолетних чад. Перед школой возникла дилемма: или всем отказывать и продолжать учить только своих, или вставать на другие – официальные – рельсы, т.е. регистрироваться в качестве частного предприятия. Так возникло ТОО “Центр гуманитарного развития “Филиппок” – с двумя уже учебными площадками (старшие группы принял Объединенный Музей писателей Урала), с Уставом, концепцией и программой развития. Были разработаны и сданы на сертификацию авторские программы, написаны первые учебники и пособия. “Филиппок” отправился в трудный путь за признанием и поддержкой местных органов управления образованием.

Надо сказать, что несколько лет назад даже термин “дошкольное образование” вызывал резкое неприятие большинства чиновников и теоретиков от педагогики. Негативной (или в лучшем случае осторожной) была реакция на предлагаемые Центром учебные планы: как?.. дошкольники занимаются языкознанием, историей мифологии, логикой? учат два языка? – Да зачем им это? Не лишайте малышей детства, не переутомляйте их зря; будет школа – будут и уроки. Это сегодня на всех уровнях, включая министерский, во всеуслышание говорят о необходимости и важности дошкольного развития, о том, что с семи лет начинать образование поздно. “Филипку” же пришлось выдержать не один бой “за идею”, да в придачу еще мытарства бездомности. Учеников становилось все больше, трехдневного режима уже не хватало – требовалось свое помещение, а средств на аренду у школы не 30 было (скромной платы за обучение размером в две - три тысячи рублей только - только хватало на учебные принадлежности и зарплату преподавателям). В 1994 году школа для дошкольников приняла очередное смысложизненное решение – перешагнуть за школьный порог, открыть отделение начальных классов. Ибо подготовленные в “Филиппке” дети не хотели уходить от своих учителей, терять многие интересные и нужные предметы, покидать родное гнездо, которое приняло и вырастило их. Теоретическая база под начальную школу была уже подготовлена: написаны и сертифицированы очередные гуманитарные программы (“История России”, “История древнего мира”, “История родного края”, “Естественная история”, “Философия”), подобраны педагоги - профессионалы. Дело было за малым – за своим, постоянным местом для будущей школы.

И тогда произошла встреча, во многом определившая дальнейшую судьбу гимназии. Молодые руководители пришли на прием к заведующему Отделом образования Октябрьского района Владимиру Юрьевичу Козлову, который оказался нестандартно мыслящим и очень отважным человеком. Он внимательно выслушал представителей малоизвестной частной школы, взял на изучение бумаги и проекты – и... предложил занять пустующее здание бывшего детского сада №59 на Синих Камнях! Правда, за этим разговором последовало еще целых полтора года отстаивания своих прав, хождений по кабинетам, висения на волоске, но слово было сказано, и в нем прозвучало доверие. Которое побудило основателей “Филипка” отважно взяться за регистрацию нового образовательного учреждения полного общего образования – гимназии “Корифей”.

Теперь гимназия имеет лицензию, право на оперативное управление зданием и муниципальный статус, который означает бюджетное финансирование и включение в единую систему образования Екатеринбурга. “Филипок” же вошел в состав гимназии как дошкольное отделение. Этот статус помогает школе выживать и развиваться, т.к. положение частных школ на настоящий момент очень незавидно… Муниципализация дала “Корифею” возможность здорового развития, иными словами, освободила гимназию от необходимости молиться золотому тельцу. Летом проводятся конкурсные собеседования для вновь поступающих – и критерием отбора служат, к счастью, не материальное благополучие и личные амбиции родителей, а их заинтересованность в судьбе ребенка, готовность войти с ним вместе в школу как в большую семью. Эти требования сохраняются из года в год, хотя значительно обновился и 31 увеличился состав педагогов, изменился ранг заведения, накопился немалый практический опыт...

Отвечать требованиям гимназии может как сын почтальона или крановщицы, так и внук губернатора (кстати, когда в “Корифей” привели маленького Сашу Росселя, его дедушка как раз переживал период опалы и губернатором не был, но заботливым и любящим дедом оставался). Заручившись моральной поддержкой и пониманием родителей, “Корифей” отрабатывает свою стержневую идею – идею школы как корпорации единомышленников, как особого культурного пространства, преподающего своим ученикам высокие образцы нравственного и достойного поведения, уважения к национальным и культурным традициям. Гимназисты любят своих педагогов и свою гимназию без идеологического прессинга и лишнего пафоса – просто они ощущают свою принадлежность к ней, с гордостью называя себя Филиппками, а потом корифеями, надевая каждое утро гимназическую форму, повторяя Клятву Корифея или исполняя гимн...

И если сегодня школа не может похвалиться особым комфортом или дорогостоящим оборудованием, то она с удовольствием хвалится учителями и учениками. Целью же всего комплекса образовательных усилий “Корифея” выступает воспитание патриотов своего края, готовых применять полученные знания на благо Урала. Данные социологических опросов, проведенных среди средних и старших школьников России, мягко говоря, настораживают: около 60 % юных россиян нацелены на временный или окончательный отъезд за границу (статья написана в 2010 году – Л.А.). Иными словами, отечественная педагогика трудится над формированием поколения потенциальных эмигрантов… Создатели же «Корифея» верят, что наш край достаточно славен, культурен и богат, чтобы стать надежной почвой для любой блестящей карьеры. И в него стоит вкладывать силы и таланты, чтобы получить сторицей… И подобных учебных заведений по России становится все больше…».

В 2008 - 2010 гг. прошла реорганизация через объединение коллективов трех школ: МОУ Гимназии №210 «Корифей», МОУ Гимназии №207 «Оптимум» и МОУ СОШ №187 «Семейная школа» под единым брендом «Корифей»

Удивительная философская пара Алексей Алимович Бабетов и Мария Владимировна Калужская сегодня – это без преувеличения герои и гуру Уральского регионального образования и не только. Недавно мы все с радостью узнали, что концепция, разработанная авторским коллективом под руководством директора МАОУ Гимназии №210 «Корифей» А.А. Бабетова в рамках Международного конкурса концепций «Школы Сколково» (организаторы: Фонд «Сколково», МОН РФ и компания «Майкрософт») в декабре 2011 г. признана лучшей из 12-и концепций-лауреатов, рекомендованных к внедрению в регионах России. А это значит, что скоро на Урале, на базе гимназии «Корифей» появится школа «Сколково»! Для себя я отметила как самое важное, что прозвучало в комментарии к этому событию Министра образования Свердловской области Ю.И.Биктуганова, он подчеркнул, что, в отличие от специальных учебных заведений для одаренных детей сколковская школа Урала – это будет школа для всех, где каждому ребенку будет дана возможность реализовать свою индивидуальную траекторию развития: от ступени к ступени, будет создана экологичная и эргономичная образовательная среда, мотивирующая на обучение.

Некоторые считают, что им просто больше повезло, что для них специально создавались условия, что по сути «Корифей» - это элитная школа. Но это так и совсем не так. Да, А.А.Бабетову и М.В.Калужской, когда-то очень повезло, что их воспитали мудрые родители, что они окончили философский факультет УрГУ, более того, они начали свою профессиональную деятельность в Институте философии и права УрО РАН – места, где в свое время рождались идеи Уральской республики. Да, им был выдан аванс доверия родителями, которые привели в их школу своих детей. Но ведь дальше это доверие надо было постоянно оправдывать и подтверждать результатами своей деятельности, постоянно поднимаясь с одной ступени достижений на другую, постоянно развиваясь вместе со своим детищем - гимназией «Корифей» и вместе со своими детьми. А уровень их достижений очень высок. Гимназия «Корифей» за более чем 20-летний опыт работы вышла в лидеры по качеству образования, конкурируя на олимпиадах и по результатам ЕГЭ с такими флагманами Екатеринбурга, как 9-я гимназия и 110-й лицей.

Я думаю, что успех проекта обеспечен главным образом какой-то глубинной философской мудростью, которая позволила им соединить «коня и трепетную лань» (стандарты, ЕГЭ, обучение по программам с созданием условий для творчества учащихся), уберегла их от излишнего философского романтизма, и позволила все время выбирать в качестве ориентиров и взращивать с опережением все то лучшее, что уже хоть как-то проявляло себя в практике образования. Я, лично, как и педагоги Екатеринбурга, Свердловской области и все, кто имел счастье сотрудничать с «Корифеем», отношусь к ним с огромным уважением еще и потому, что они по-настоящему демократичны и открыты, всегда готовы поддержать и поделиться с другими своими наработками, открытиями, замыслами, размышлениями, следуя, я бы сказала, своей духовной миссии – развития родного Урала

Источник: Андрюхина Л.М. Философия образования на Урале: 80-90-е годы ХХ века // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. - Уфа: Омега сайнс, 2016. – С. 3-41.