Назвался корифеем - будь им!

15 февраля 2011

О гимназии / О нас пишут

Автор: Марина Романова, "Учительская газета"

Назвался корифеем - будь им!

Назвался корифеем - будь им!
...или зачем школе руководитель?

На заключительном этапе всероссийского конкурса «Директор школы – 2010» одному из финалистов Алексею Бабетову (Екатеринбург, гимназия № 210 «Корифей») выпала встреча… с Биллом Гейтсом. На «общение» отводилось три минуты. Алексей Алимович обратился к основателю современного информационного мира с предложением исследовать влияние информатизации на чтение, поведение, образование, провести конгресс на эту тему, организовать стажировки для педагогов. Реакция Билла Гейтса неизвестна, но для членов жюри речь прозвучала убедительно. Конкурс выявлял умение решать реальные проблемы, вырабатывать эффективную стратегию в кризисных ситуациях, оценивал управленческие навыки. Бабетов занял второе место среди директоров школ страны.

«Корифей» - молодое учебное заведение, ему нет еще и двадцати. Начало 90-х было временем поиска альтернативных форм. Один из главных тезисов вновь созданного учебного заведения и тогда, и сейчас воспринимался неоднозначно: образование должно начинаться рано, когда человек еще формируется, то есть с дошкольного возраста. «Корифей» стартовал с «Филипка». Детский сад с предметной системой, не имея постоянной прописки, путешествовал из областной библиотеки в музей писателей. В 1994 году, когда число воспитанников выросло с 15 до 80, удалось получить собственное помещение.

Второй важный тезис: партнерские отношения между учениками и учителями. Сказать легко - сделать сложно. В гимназии считают, что маленький ребенок есть полноценная личность, он понимает и чувствует не меньше, а порой и больше, чем взрослый, и имеет право высказывать свое мнение. Отсюда активное развитие ученического самоуправления, создание атмосферы доверия.
Третье отличие от традиционной школы в содержании образования - важны не только предметные знания, но и отношение к себе, к другим, к миру, и каждый предмет должен в какой-то мере обучать именно этому: школа не готовит к некоей будущей жизни, школа и есть сама жизнь, которая происходит здесь и сейчас.
Сотрудник научного института, университетский преподаватель философии Алексей Бабетов занимался в то время образовательными программами и стал одним из авторов концепции «Корифея». Со временем он включился в проект более основательно. Сегодня он опытный управленец, а «Корифей» - преуспевающее учебное заведение, где обучаются 570 человек.

- Алексей Алимович, что вы считаете своим главным достижением?
- То, что удалось реализовать проектно-командную технологию управления.
В жизни любой школы возникает множество комплексных вопросов, требующих усилий и участия разных людей. В этих случаях ответственность не должна ложиться исключительно на одного человека. Каждый, кто берется за конкретное дело, знает, что он не останется с проблемой один на один, ему помогут. Простой пример. Планируется семинар, его нужно организовать. Я захожу в кабинет, где сидят административные сотрудники. «Кто с нашей стороны будет координатором?» Пауза - женщины молчат, обдумывают. Через несколько секунд появляется доброволец: «Я возьмусь за организацию», и тут же две другие добавляют: «Мы поможем» - и все это с улыбкой. Когда кто-то выходит на конкурс, задействованы многие - материалы подбирают, ход действий продумывают. В результате люди перестали бояться конкурсов. А я всегда уверен, что все крутится как положено. У хорошего руководителя процесс идет без перебоев и в отсутствие руководителя. Я доверяю команде на сто процентов. Директор нужен не для того, чтобы подстегивать и подгонять людей. У него функция гаранта и стратега, инициатора новых амбициозных проектов.

- О каких амбициозных проектах идет речь?
- Например, «Электронный урок». Начну издалека. Мне нравится одно поучительное детское стихотворение: «Ну дела! - подумал Лось: не хотелось, а пришлось!». Так вот: чтобы не возникало «лосиных» ситуаций, когда тебя вынуждают что-то делать, нужно заглядывать немножко вперед, быть на гребне волны и двигаться вместе с ней. То, что информационная составляющая будет увеличиваться в образовательных методиках, стало очевидным давно. Десять лет назад у гимназии появился сайт. Электронный дневник, который сегодня рекомендуют вводить всем, действует у нас пять лет. Недавно мы вошли в программу «Электронный журнал, или учительский оганайзер», которая предполагает полный вывод из оборота бумажного журнала. Следующая стадия - электронный урок. Уже готово несколько уроков по химии. Например, тема «Неорганические соли». На виртуальной доске как бы рукой учителя выводятся формулы, изображение сопровождается его голосом. Благодаря видеоуроку дети, которые болеют или уехали на конкурс, олимпиаду или соревнования, имеют возможность «присутствовать» при объяснении новой программы.

- Это замечательно, но вряд ли все педагоги готовы к такой форме работы.
- В любые времена к любому новшеству отношение людей было разным. Лишь 5 процентов готовы тут же браться за инновации. Еще 15 процентов принимают новое, но не торопятся осуществлять. Около половины равнодушны, не имеют собственного мнения. Следующие 20 процентов говорят: «Раньше этого не было, обходились как-то и теперь обойдемся», и 10 процентов категорически против перемен. Когда встает вопрос о новом проекте, ответ один: надо просто делать. Сначала работать с активными и передовыми, со временем подтянется равнодушное большинство, а там и остальные будут вынуждены присоединиться: «не хотелось, а пришлось». Если мы беремся за проект, пусть самый сложный, это означает только одно: через какое-то время, разное в зависимости от его масштаба, он будет осуществлен.

- Дал ли вам новые импульсы конкурс «Директор школы-2010»?
- Меня зацепила идея создания внутришкольной системы повышения квалификации. Жизнь стремительно меняется, все вроде бы понимают, что и учителя должны развиваться, но не всегда хотят и знают, что нужно делать. Проблема для педагогов в том, чтобы понять свой «дефицит» и выстроить собственную линию в соответствии с вектором движения всей школы. Мы продумали план мероприятий на трех уровнях. Первое: организовали однодневный семинар с административной группой для определения целей. Оказалось, что прекрасное здание, передовые образовательные программы - все отошло на второй план, а основа основ - это внутренняя гармония, сбалансированность человека, без чего невозможен внутренний рост. Учителя задерганы, пребывают в постоянном стрессе, да если еще и дома не все благополучно, им не до самосовершенствования. Для движения нужна стабильность. Одна из задач управленцев в школе - создать ее.
Второй этап: провели профессиональный тренинг для всего коллектива с привлечением опытных специалистов. На третьем этапе каждый разработает персональную программу личностного роста на несколько лет. Все это нужно для того, чтобы человек видел, куда он идет. Уверен, нам удастся создать действенную систему повышения квалификации и мы сами сможем распространять этот опыт через сеть партнерских школ.
Партнерская сеть создана для того, чтобы делиться наработками. Где-то хорошо организовано питание школьников, где-то богатый опыт самоорганизации учащихся - выделите алгоритм и поделитесь с другими. К нам в ближайшее время приедут педагоги из партнерской школы Старопышминска, а мы побываем в Риге, Ханты-Мансийске и Ижевске.

- О «Корифее» говорят как об элитном образовательном учреждении: мол, у вас все есть, здесь учатся дети многих известных горожан, «вам бы наши заботы»...
- Дети известных горожан учатся не только у нас. А вот о попечительском совете нужно сказать особо. На самом деле реально действующих попечительских советов немного не то что в Свердловской области - в стране. Видимо, общество не готово к партнерству с образованием. В нашем попечительском совете в основном люди-практики, деловые, занятые, их сложно собрать вместе. Когда они выделяют средства на поддержку «Корифея», это значит, им близки наши взгляды, они нам доверяют и знают, что идеи будут реализованы. Доверие долго зарабатывается, да быстро теряется, поэтому мы его очень ценим. Однажды к нам обратился крупный предприниматель: «Хочу у вас построить корт. Единственное условие - чтобы им пользовались не только гимназисты, но и ребята соседних дворов». Вот такая мотивация...
Если же вернуться к хозяйственным заботам, они у нас как у всех. Сейчас зима, значит, нужен каток. Знаю школы, где это становится серьезной проблемой. Ключевая точка в решении любой проблемы, по-моему, это человек. Мы нашли человека, который умеет заливать каток, готов это делать и сегодня, и завтра. Суть управления вообще сводится к знанию людей, умению подбирать их в соответствии с задачей, мотивировать и выстраивать конструктивные долговременные отношения.

- Алексей Алимович, насколько я знаю, гимназия в последние годы пережила структурные изменения - в нее вошли три школы, а вместе с ними 25 учителей и 220 учеников.
- Как только заговорили о подушевом финансировании, стало ясно, что судьба малых школ может оказаться под большим вопросом. Предвидя возможные последствия, мы объяснили ситуацию и педагогам, и родителям в небольших школах. Сейчас «Корифей» представляет собой не только соединение ученических и педагогических коллективов, но и синтез идей.
Продолжаем отслеживать веяния времени, пока они не стали бурей, и заранее на них реагировать. Наметилось движение по выведению дошкольных учреждений из школьного ведомства. Как нам ни дорога идея соединения дошкольного и школьного образования, но мы были вынуждены отделить детские сады. Организационно расстаемся, а содержательно продолжаем идти в одном направлении.
Нынешний тренд в образовании противоречив. С одной стороны, есть закон об автономии. 1 января 2011 года гимназия стала автономным учреждением, то есть формально заявлено о возможности расширения самостоятельности. С другой стороны, возрастают контроль, регламентация, в результате усиливается заорганизованность. Провозглашается курс на инновационность в экономике и образовании, но условий для привлечения креативных людей нет. Что ж, болевые точки на то и существуют, чтобы указать направления роста и развития.

Управленческо-педагогические аксиомы от Бабетова

  • Школа есть не подготовка к жизни, а сама жизнь.
  • Партнерские отношения «учитель - ученик» заключаются в том, чтобы позволять детям иметь собственную точку зрения и выражать ее.
  • Стабильность необходима для движения вперед.
  • В новых проблемах надо видеть новые возможности.
  • Для каждой задачи найдется человек, который способен ее решить наилучшим образом.

Статья опубликована в "Учительской газете" от 15.02.2011.