Почему наши дети будут честнее нас
8 февраля 2017
Автор: Катя Реморенко, МЕЛ

Почему наши дети будут честнее нас

…и чему они учатся, пока не хотят учиться.

«Будущее наступило. Сразу для всех, как всегда и бывает», — считает возрастной психолог Катя Реморенко. Но детям проще: они «в него родились», и для них это норма. В отличие от нас, ведь нам есть с чем сравнивать. Катя задумалась о мотивации современных детей и новых правилах будущего, к которым нам ещё предстоит привыкнуть. Например, к новой честности и доверию как валюте.

Новая честность

Вы заметили, что врать о себе стало бессмысленно? Любая информация проверяема, причём проверяема в моменте, что называется, in moment. «Диссернет» — частный случай. Интернет уже знает о нас всё. Что мы любим, чего боимся, с кем были невежливы на прошлой неделе. Как вели себя на старой работе и в предыдущем браке. Это как жить в деревне, где все обо всех всё знают. А ведь многие из нас родились в большом городе и всегда думали, что можно, если что, уехать в другой большой город и затеряться там. Теперь всё проще найтись, всё труднее потеряться. Уже никуда не скрыться от бывших одноклассников, мужей, жен, начальников и подчинённых.

Возрождается институт репутации

Не только в частной жизни, но и в экономике. Мы ещё почитаем и посмотрим экшн о похождениях нового Остапа Бендера, сумевшего всех обдурить и в этом новом мире, но следы великого махинатора затеряются где-то на канадской границе. Мир уже завоёвывает Блокчейн. Доверие — новая валюта. Возможно (если мы не научим их чему-нибудь другому), наши дети смогут ей пользоваться успешно. Да, им придётся иметь дело с новыми манипуляциями сознанием (big data и выборные технологии, индивидуальная реклама). Будем надеяться, что помогут навыки работы с информацией, а на рекламу у них и так встроенный иммунитет. Как мы выросли без тотального контроля: постоянной связи с родителями по телефону, видеокамер в школах и во всех общественных местах, электронных дневников и родительских чатов? Для наших детей это норма, и что из этого выйдет, пока неизвестно.

Личный бренд

Лайки — это серьёзно? Дети не просто лучше нас понимают, что «лайки» — это капитал, но и учатся продвигать личный бренд. Правильно делают: пригодится в бизнесе, и в медиа (в условиях переизбытка информации ценится авторский взгляд), и в растущей сфере интертеймента. Хотя, возможно, мы зря зацикливаемся на профессиях.

Человек в большом городе меняет место работы с периодичностью в среднем один раз в два года-пять лет, осваивает смежные и совсем другие профессии. Сами профессии отмирают, появляются новые. Человек уже не равен одной профессии, он может владеть и «торговать» самыми разными компетентностями на протяжении жизни. Так что «личный бренд» — не самая бесполезная штука, если разобраться.

Все знают, сколько зарабатывают популярные блогеры, не многие задумываются, как им это удаётся и как непросто быть интересным миллионам ровесников в условиях жёсткой конкуренции. Например, пранки и челленджи — это особый вид испытаний и самоиспытаний. Их очень любят подростки. Всегда любили! Только раньше это было связано с куда большим риском. Мой одноклассник c мальчишками на спор поджигал какую-то смесь на пустыре и всю жизнь теперь ходит с ожогом на лице. Сейчас челленджи в основном вполне невинные. И зрителей больше. И «подростки» — это теперь тоже понятие растяжимое.

Ну или вот программировать карты для прохождения в «Майнкрафте» — тоже требует определённых навыков программирования, а чтобы в них кто-то играл — продвижения. Как всегда среди детей есть те, кто только смотрит, а есть те, кто пробует себя и делает. Как вы думаете, у кого больше шансов научиться?

Меньше рутины

С рутиной лучше справляются роботы. Сбербанк в 2017 году уволит 26 тысяч сотрудников и заменит их роботами, сэкономив 900 миллионов евро в год. Есть роботы-таксисты, а вот роботов-хирургов пока договорились, что не будет. Об этом смешно писать, потому что смешно писать о нашествии роботов: но оно так же буднично, как неизбежно. Проблема занятости будет решаться расширением сферы обслуживания и развлечений: интертеймент, сервис и сервисы.

Наш образ жизни изменится не только из-за этого. Уже сейчас не выгодно содержать офисы: качество работы сотрудников в офисе не выше, чем тех же сотрудников удалённо. Кстати, это не значит, что мы будем работать меньше.

Вы заметили, что, не будучи привязанными к месту и графику, люди стали работать просто-напросто всегда?

Мы всё время на связи, думаем, пишем, встречаемся, договариваемся, публикуем и так далее. Дома, в дороге, в любом месте, non stop. Зато не надо сидеть на рабочем месте «от забора до обеда».

Может быть, уже не нужно тратить столько сил, чтобы научить детей справляться с рутиной? Ведь им нужно будет совсем другое. Уметь находить себе дело, находить общий язык с другими: клиентом, партнёром, сотрудничать с другими и доводить процесс до нешаблонного результата. А всё остальное лучше умеет робот.

Новая семья

Семья перестала быть необходимостью и становится ценностью. И не только потому, что скоро мы все будем работать дома. Но семья изменилась. Скажем, раньше в семью включались все родственники (независимо от того, проживают ли они все вместе), ребёнок должен был знать всех и с ними общаться. Сейчас это выбор родителей: с кем-то из родственников отношения тесные, о других ребёнок может и не знать. Зато друзья родителей, те, кто приходит в дом и с кем они действительно много общаются, для детей — фактически члены семьи.

Попытки жить многопоколенной семьёй (они были у тех, кто живёт в большом доме и есть соответствующие условия) по большей части не прижились. Бывшие мужья, жены и дети от первых браков часто включаются в семью, общаются с детьми, участвуют в семейных праздниках. Дети от разных браков знают друг друга и играют вместе. От «бывших» всё равно никуда не деться, общие дети, общий круг знакомых — многие стараются разводиться цивилизованно и поддерживать хорошие отношения.

Читать полностью.