PISA-2016: успех или топтание на месте?
14 декабря 2016
Автор: REGNUM

PISA-2016: успех или топтание на месте?

Российские школьники по итогам PISA показали рост по трем направлениям. Однако скептики существенного прогресса не видят.

Средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественнонаучной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с 2012 годом, свидетельствуют опубликованные сегодня данные последнего международного исследования качества образования PISA. 

Результаты российских участников по читательской грамотности продемонстрировали существенный подъем: средний результат вырос на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) по сравнению с данными предыдущего исследования. Средний результат по странам ОЭСР составил 493 балла. 

«Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением ФГОС, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место», - прокомментировал полученный результат руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. 

По математической грамотности средние результаты российских учащихся выросли на 12 баллов (с 482 до 494 баллов), что немного выше среднего по ОЭСР (490 баллов). За годы участия в программе PISA (с 2003 г.) результаты российских учащихся по математической грамотности повысились на 26 баллов. 

По естественнонаучной грамотности, изучению которой было в основном посвящено исследование 2015 года, средний балл российских учащихся составил 487 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 493 балла. За полный цикл исследования по естественнонаучной грамотности с 2006 года по 2015 год средний балл российских учащихся по естественнонаучной грамотности вырос с 479 до 487 (на 8 баллов). Россия улучшила свои позиции, поднявшись на более высокое место. 

«Наряду с ростом средних результатов по всем трем направлениям мы наблюдаем увеличение числа учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшение числа учащихся с низкими уровнями грамотности. Внедрение в учебный процесс большего числа практикоориентированных и творческих заданий позволило российским учащимся продемонстрировать хороший результат в исследовании PISA, содержание которого существенно отличается от требований российских федеральных образовательных стандартов», - отметил Сергей Кравцов. 

Старший менеджер проекта PISA Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Питер Адамс отметил, что Россия давно участвует в исследовании PISA и серьезно относится к его результатам, стремясь их улучшить. Он рассказал, что с 2003 по 2015 год средний результат РФ по математической грамотности повысился на 26 баллов, по читательской с 2009 по 2015 – на 36 баллов. «Это очень хороший и важный результат, которые демонстрирует нам произошедшие улучшения в показателях российских учащихся», - прокомментировал Питер Адамс. 

Сергей Кравцов также отметил положительную динамику в российском образовании по результатам последних международных исследований PISA и TIMSS. Он заявил, что будет проведен глубокий анализ этих результатов, чтобы выявить тенденции и ключевые факторы, оказывающие влияние на результат. 

Источник.

Однако многие СМИ выражают скепсис по поводу прогресса России. Например, статья в газете "Ведомости" названа "Качество образования в России осталось на уровне ниже среднего".

Показатели 15-летних школьников из России незначительно улучшились по сравнению с 2012 г. (33-е место, рядом с Испанией, Италией и Венгрией). При этом равенство возможностей в российской системе образования оказалось выше среднего. Заметно снизилась также доля восьмиклассников, функционально не усвоивших школьную программу.

Зато в тройку лидеров по суммарному рейтингу впервые вошла Эстония - вслед за Сингапуром и Японией, став лучшей по качеству образования страной Европы. Премьер-министр страны Юри Ратас поздравил страну с этим достижением. «Выражаю искреннее признание учителям и школьникам, благодаря которым основное образование Эстонии признано лучшим в Европе и одним из лучших в мире», - говорится в его обращении.

СПРАВОЧНО:

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится среди 15-летних школьников по всему миру. 

В последнем цикле исследования, который проводился в 2015 году, принимали участие около 536 тысяч 15-летних учащихся из 70 стран, в том числе около 6 тысяч обучающихся из 210 образовательных учреждений 42 регионов России.