Учитель и ученики в социальных сетях
Мобильные устройства, Интернет, социальные сети сократили дистанцию между учителями и учениками до пары кликов. Любопытные школьники изучают профили своих педагогов, а педагоги — откровенные странички своих учеников. Нередко и те, и другие допускают чрезмерную откровенность в своем аккаунте. Учитель химии и теории познания Гимназии № 45 имени Л.И. Мильграма Иван Сорокин размышляет на страницах "Мела" о том, как выработать и соблюдать правила поведения в соцсетях.
— Взаимоотношения ученика и учителя всегда можно описать как систему сдержек и противовесов, во многом основанную на вежливом игнорировании очевидных вещей — особенно когда речь идет о старшеклассниках. Иногда это игнорирование более опасно (системный подход к сексуальному воспитанию в российской старшей школе иначе как вредительским не назовешь). Иногда — вполне объяснимо (я действительно не вижу ни единой причины, по которым учителю можно было бы читать личные сообщения школьника в телефоне). Разумеется, широкое распространение соцсетей перевело эту проблему в совершенно новую и гораздо более неоднозначную плоскость. Неловко ли моим нынешним ученикам из десятого класса из-за того, что я когда-то мог прочитать их посты? Возможно.
Неловко ли мне из-за того, что я, взрослый мужчина, несколько раз читал искреннюю ругань тринадцатилетних подростков? Разумеется. Думаю ли я, что мое поведение являлось вторжением? Вот этот вопрос является ключевым.
Представления о личном и публичном пространстве меняются буквально у нас на глазах: мои ученики за десять минут гугления в мобильном устройстве могут обнаружить столько информации обо мне, сколько я не смог бы узнать о любом своем учителе за несколько лет.
Некоторые видят в этом угрозу для учительского авторитета — я же скорее рад: всегда интереснее общаться с живым человеком, а не с платоновской идеей педагога. Фильтрую ли я при этом свои посты в соцсетях? Конечно. Ненормативная лексика, откровенные политические призывы, описания противоправных действий, ссылки на материалы формата 18+ в открытом доступе для меня неприемлемы.
Неприемлемо для меня и добавление учеников в друзья — если только речь не идет об инстаграме (своему аккаунту в этой соцсети я бы присвоил рейтинг 12+).
Уверен, что периодически я совершаю нехилые этические проколы в этой области — но что делать, процесс обучения продолжается.
Позиция учителя в области поведения в соцсетях примерно понятна: веди себя так же и с той же степенью свободы, с которой ты ведешь себя в школе (ладно, с чуть большей)
Более того — есть различные кодексы, формулирующие особенности этого поведения. В конце концов, есть должностные уставы и административный кодекс. Но что же делать ученику? Как ему понять, что допустимо показывать учителю, а что — нет? Понятно ли это интуитивно? Практика показывает, что нет: пределы контроля в отношении сетевого альтер-эго существенно разнятся между подростками, и единой тактики и стратегии нет ни у кого.
В итоге мы приходим к слегка парадоксальной ситуации: из-за того, что не существует формализованных причин, по которым школьникам нужно как-то ограничивать себя в поведении внутри соцсетей, вторжение в их личную жизнь осуществить зачастую гораздо проще, чем в случае взрослых.
И черт бы побрал этикет — но вот потеря доверия действительно может стать единовременной и бесповоротной.
Способов преодолеть коммуникационные барьеры и совместно выработать новые правила не так много, и самый простой из них очевиден до тупости: мне кажется, нам нужно больше это обсуждать. И не абстрактно, а на конкретных примерах.
Короче, дорогие ученики: простите за лурк в вашем паблике. Я больше не буду.