Школа как тухлое место
Я бы не придал значения этим случайно встреченным в сети словам, если бы на днях мой шеф в ответ на предложение провести новый детский проект на площадке одной из школ не скривился и не сказал: «Может, лучше не в школе? Давай попробуем найти какой-нибудь лофт. Школа — это такое тухлое место…»
Слушайте, но почему тухлое? Ведь есть же у нас десятки удивительных, креативных, красивых проектов, проводимых талантливыми учителями в стенах школ, в которых они работают. Да! Я и сам знаю с десяток чудесных примеров таких проектов.
Это замечательные проекты, в которых с удовольствием участвуют и дети, и взрослые. Но только… Но только звенит звонок — и все дети радостно убегают из школы. «Каникулы начались!». Тут-то и начинается самое интересное, а вовсе не на уроках.
Можете ли вы представить себе школьное мероприятие в помещении школы на каникулах? Я — нет. То есть представить-то можно. Но какая это будет скука — тащиться в школу на очередной утренник, когда все нормальные люди катаются на санках, играют в «войнушку», да просто сидят дома и гоняют в компьютерные игры! Потому что проводит утренник та же «училка», которая «достала уже» в течение учебного года. Да и сидеть за партами, когда за окном мороз и солнце, день чудесный?
Как? Откуда это пошло? Почему школа воспринимается как сплошная тоска и обуза? Почему в школы не приходят сторонние творческие команды, не связанные с данной школой, команды, которые используют именно её помещение — классы, рекреации, актовый и спортивный залы, но при этом создают не коммерческие курсы рекламных агентов, и не секцию тхэквондо, а живое, интересное дело?
Вы можете себе представить турнир по Dota-2 в школе?
Вы можете себе представить в школе подростковый дикуссионный клуб, придуманный и устроенный самими подростками? Или киноклуб, организованный киношниками? Или ролевую игру по Гарри Поттеру на все выходные — с переодеваниями, «алхимическими опытами» и магией? Или турнир любителей компьютерных «стрелялок» — например, соревнования по Dota-2? В школе?
Немыслимо. Немыслимо, потому что выбивается из школьного стереотипа. Вот кружок по шахматам — не выбивается. А представить себе Dota-2 в школе — не могу. Как не могу представить Гарри Поттера в типовой московской/питерской/екатеринбургской/любой_другой_школе.
Нет, есть, конечно, несколько школ, которые могут это себе позволить. Например, ту же дискуссию наверняка можно было бы согласовать. Но я даже не представляю себе лицо «типичного директора», к которому пришли ученики с просьбой провести турнир по Dota-2. Вот концерт «Алло, мы ищем таланты!» по настоятельной рекомендации комитета по образованию — это пожалуйста. А «Гарри Поттер»? Вы вообще-то понимаете, что там колдовство всякое? Не наши это культурные ценности. Давайте лучше смотр строя и песни проведем. Это наше, традиционное…
И уйдут поклонники Гарри Поттера в какой-нибудь ночной клуб, где их приютят за небольшую плату. Любители компьютерных игр хмыкнут и поклянутся «никогда, никогда не возвращаться в это проклятое место». Дискуссии будут проводить на лестнице соседней многоэтажки. А школа? У школы есть много работы в каникулы. Педсоветы и методобъединения всякие. Отчёты и инструкции, заполнение бланков и написание «научных работ».
Забиваю в поисковик «План школьных мероприятий». Что мне выдаёт всезнающий Google? «План мероприятий антикоррупционной направленности». «План мероприятий по ГО в школе». «План мероприятий по профилактике терроризма». Я ничего не напутал? Речь про школу? Ну да, про школу. Это всё школьные мероприятия. Важные, нужные. Но главные ли? Театр начинается с вешалки. Почему школа у нас начинается с плана антикоррупционной направленности? Это главное направление её работы?
* * * * *
Вы знаете, я преклоняюсь перед нашими детьми. Потому что нужно быть героем, чтобы оставаться жизнерадостными и полными энергии в той атмосфере тоски и скуки, которая заполняет большинство наших школ. Потому что в школе, если честно, просто скучно. Скучно целый день решать бессмысленные задачи. Скучно переписывать учебник и считать дурацкие примеры, которые никогда в реальной жизни не пригодятся. Мне порой кажется, что за сорок пять минут скуки у ребенка должны были склеиться губы и навсегда позабыть об улыбке.
Но наступает перемена, и дети, счастливые, выбегают из класса. Вот тут-то, на переменке и начинается настоящая, живая жизнь. Потому что именно на переменке выстраиваются социальные связи. На переменке выясняются отношения. На переменке решаются глобальные, жизненно важные проблемы.
То есть урок — это вынужденный перерыв в живой жизни. Временный анабиоз, без которого, увы, не обойтись, потому что ЭТИ ВЗРОСЛЫЕ так придумали школу. Это время, не просто исключенное из реально важных для ребенка дел, но одновременно не очень и годящееся для учебы. Вот такой вот парадокс.
Но ведь это — наша школа.
Могут ли придти в такую школу, полную скуки, заполненную тысячами планов бессмысленных мероприятий творческие люди с улицы, способные зажечь и повести за собой детей? Разве что в виде исключения. Потому что школе они будут чужеродны и, рано или поздно, будут отвергнуты системой. Потому что, увы, школа — это тухлое место. Исключения лишь подтверждают правило. Школы отравлены скукой.
Школы отравлены самым страшным ядом, который только может покалечить наших детей — школы отравлены скукой.
Впрочем, чего греха таить: учителям так же скучно, как и детям. Ещё бы не скучно — дети ленивы и безынициативны. Заинтересованы только в оценках. Никакой любознательности. Скучно с ними работать. Так скука детей заражает учителей. И возвращается обратно к детям. Как разорвать этот порочный круг?
Победить скуку можно только интересом. А интерес в школу может сегодня принести только человек со стороны. Харизматичный, увлекающийся и способный увлечь за собой, яркий и талантливый. Где его взять? Оглянуться. Наверняка он уже есть рядом. Среди родителей. Среди выпускников или друзей. Но только…
Но только не пойдет он, этот новый лидер, в столь тухлое место, как школа. Зачем?
Зачем идти в школу, если можно провести классную ролевую игру в лофте? Стильно, огромное пространство, и, главное, нет этого пыльного следа, который тащится за школой. Не нужно ничего ломать, ничего менять. Можно начать всё с чистого листа. Здесь нет негативного опыта, плохих воспоминаний. Нет кабинетов с рядами парт и строгих училок. Нет инструкций и «планов мероприятий». «А моя страна — подросток, — твори, выдумывай, пробуй!» Игры с детьми проводят в лофтах, музеях и парках, но почти никогда в школах. Это странно, ведь чего проще: помещение, специально оборудованное для детских потребностей. Есть свой коллектив детей, который «знает дорогу» в это здание. Но нет у нас интересных активностей по вечерам и в выходные. Кое-что есть: кружки, студии, секции. Но они — явное продолжение школьных уроков. Немножко по-другому, но суть та же: класс, учитель, ученики. И не так важно, что утром в этом классе учат синусы с косинусами, а вечером вышивают крестиком или учатся игре на фортепьяно. По сути это те же уроки, но в другой обёртке.
Почему-то все интересные вещи, едва соприкоснувшись со школьным зданием, со школой как институтом, превращаются в скучное и рутинное мероприятие. Почему-то над ними сразу начинает довлеть шлейф инструкций, циркуляров и отчётов.
Школа? Нет, спасибо. Давайте лучше арендуем лофт, проведем игру в музее, парке, лектории. Но только не в школе. Тухлое место.