Эхо последних звонков: события недели с 19 по 25 мая
26 мая 2014
Автор: Корифей

Эхо последних звонков: события недели с 19 по 25 мая

Отчет "дежурного по стране" М.В.Калужской для сайта сайта инновационной образовательной сети "Эврика".

Последние звонки перекликались по всей стране в пятницу. Воздушные шары проворно улетали в небо, некоторые все же застревали в ветвях – и директор «Корифея» Алексей Бабетов даже придумал особую примету: «Чей шарик зацепился за ветку, тот придет работать в родную школу». Может, и сбудется.

А вообще-то, глядя на стройные ряды выпускников 2014 года – и попутно опираясь на принятые «наверху» решения прошедшей недели – хотелось сказать им следующее:

- Ребята, ЕГЭ для вас будет прямо-таки безжалостным в своей объективности.

Это в прошлом году экзамен получился этаким «колесом фортуны». А сейчас - контроль в квадрате, десятки камер, металлоискатели, глушители сигналов… «Беспрецедентные меры безопасности» – так это называют в СМИ. Нужно сдавать честно, опираться только на свои силы. Тут все ясно, но почему честная позиция ученика достигается в результате применения системы глобальной слежки и недоверия?.. Об этом я недавно писала в своем блоге в «Учительской газете» (http://www.ug.ru/insight/441). Однако за прошедшую неделю позиция властей стала еще принципиальней. Премьер Дмитрий Медведев призвал губернаторов взять проведение ЕГЭ под свой личный контроль и пригрозил всем педагогам и руководителям, допускающим нарушения процедуры, немедленным увольнением.

«Мне сказали: или ты выгоняешь из аудитории списывающего, или из нее выгонят тебя, - объяснила полученную установку одна их принимающих ЕГЭ учителей. - Две камеры в кабинете, общественные наблюдатели. Мне будет очень тяжело выгнать с экзамена ученика и оставить его без нужной оценки - я же все-таки учитель, у меня у самой есть дети, но, видимо, вариантов у меня не останется».

(См.: А.Дуэль, «День Е» - «Российская газета», 26.05: http://www.rg.ru/2014/05/26/ege-site.html).

- Вполне возможно, что когда вы станете студентами, ЕГЭ вернется к вам в другой ипостаси.

21 мая Рособрнадзор предложил построить студенческие экзамены по принципу ЕГЭ – по универсальной процедуре, с независимыми экспертами и т.п. Ибо коррупционные схемы и прочий “вась-вась” в вузах пока процветают (“Не секрет, что кое-где за деньги еще можно закрыть всю сессию Поэтому присутствие посторонних людей поможет решить проблему коррупции,— мнение уполномоченного по правам студентов РФ Артема Хромова). Некоторые представители Российского Союза ректоров (и его генсек Ольга Каширина) предлагают пойти дальше и вывести вузовские экзамены за пределы вузов – на площадки независимых центров.

(См.: А.Черных «Студентов проэкзаменуют, как школьников» - «КоммерсантЪ», 25.05 : http://kommersant.ru/doc/2475696).

Что касается объективности и независимости, мысль здравая. Однако, если только представить, что вся великая Процедура ЕГЭ (или подобная ей), которая уже который год не дает школам нормально реализовывать свои образовательные программы, загоняя «под ружье» всех до последнего бойца, придет и в высшие учебные заведения… Вот если бы да без фанатизма…

За ваши баллы уже не будут краснеть губернаторы. Теперь они озаботятся строительством новых школ, чтобы искоренять вторую смену.

Да, именно на минувшей неделе нас окончательно обрадовали тем, что показатель ЕГЭ исчез из списка критериев эффективности регионов. Его сменил принципиально другой, отражающий число школ, где дети учатся во вторую смену.

По данным Минобрнауки, к 2020-2021 учебному году количество школьников в России увеличится примерно на 2,5 миллиона человек. Сегодня почти 11 тысяч школ занимаются в две, а иной раз и в три смены. В регионах буквально “на износ” работают школы, построенные еще в 30-40-е годы прошлого века, которые давно надо заменять современными зданиями. Инициатива выглядит более чем здравой и вселяет надежду на медленное, но все же верное обновление школьного «парка».

(См.: Ирина Ивойлова “Вторая смена отменяется” – “Российская газета”, 20.05: http://www.rg.ru/2014/05/20/shkoli.html).

Медалей вы не получите (пока), но, возможно, Министерство образования что-нибудь придумает…

20 мая Государственная Дума большинством голосов вернула российским школьникам золотые медали – традиционные знаки отличия за стопроцентно отличную учебу, подтвержденную баллами итоговой аттестации. В своих поправках к закону Дума не описала конкретные льготы, которые будут давать своим обладателям возвращенные медали. И тут к процессу подключилось Министерство образования (да, то самое, отменившее школьные медали годом раньше) и быстро подготовило образец и описание медали, а также порядок ее выдачи. “Крайне важно, что мы вернулись к принятию решения о выдаче таких наград и обсуждению их учета в учебном процессе детей”, - сказал Дмитрий Ливанов. Хотя тут же получил отповедь от единоросса Владимира Бурматова в связи с якобы “показной радостью по поводу принятия закона. Министерство должно признать собственные ошибки и извиниться перед выпускниками этого года, лишившимися законных наград, считает Бурматов.

Лучше поздно чем никогда! - в Министерстве награждение выпускников-отличников запланировали на осень.К тому же медаль предлагается включить в портфолио и прибавлять медалистам по 10 баллов к ЕГЭ.

** Мне лично медаль больше нравится как памятный символ, знак признательности учебного заведения – безо всяких баллов и бонусов. Ведь последствия очевидны: снова будем штамповать медалистов и ими отчитываться…

(См.: Ирина Ивойлова “Золотую медаль будут учитывать в учебном процессе” – “Российская газета”, 21.05:http://www.rg.ru/2014/05/21/medal-site.html; Алексей Шумов “Потрясающее лицемерие!” – URA.RU: http://ura.ru/content/chel/21-05-2014/news/1052181369.html).

Но, возможно, тем, кто идет за вами и сегодня заканчивает 9-е классы, разрешат сдавать ЕГЭ целых три раза.

Да-да, Министерство образования и науки и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки готовят для выпускников 2016 года светлое (и пока что фантастическое) будущее. Представьте: можно в течение года выбрать удобную дату (или даты), прийти в независимый центр тестирования и спокойно сдать экзамен. Если результат устроил – получить сертификат, если же нет – сдавать еще и еще раз.

Рассуждая о пользе так называемого “разнесенного” ЕГЭ, журналисты сразу приводят примеры с курсами типа русского языка, который завершается в 9-м классе, а затем только повторяется для сдачи экзаменов. Сдать его после 9-го и предъявить результат после 11-го, поскольку теперь сертификаты действительны 4 года. И счастливо забыть на два года. Кроме того, учащимся теперь можно будет перекомпоновать прохождение учебных курсов под личные графики сдачи. И самое главное – разгрузить школы, служашие пока единственными полигонами ГИА, ЕГЭ и ОГЭ-экспериментов в пределах российских границ.

(См.: Алексей Дуэль «ЕГЭ разрешат сдавать несколько раз» - «Российская газета», 19.05: http://www.rg.ru/2014/05/19/ege-site.html).

А что отвечают нам выпускники? О чем думают, на что надеются?

Уральские журналисты с портала 66.ru вышли в центр Екатеринбурга и поговорили по душам с юношами, уже засунувшими в карманы строгие галстуки, и девушками, первый и последний раз в жизни надевшими белые фартуки.

«Ребята с улиц» связывают свою жизнь и карьеру, увы, не с Россией, хотя и признаются, что в иностранных языках не сильны. При этом верят, что у родной страны великое будущее и ею руководит самый правильный и прекрасный человек. Символом успешности считают Михаила Прохорова («Высокий холостяк с миллиардами, который отдыхает в Куршавеле и живет в свое удовольствие») и мечтают позвать на выпускной Джастина Тимберлейка.

ЭГЕ, конечно, боятся и дружно кричат «к черту!» в ответ на пожелание «ни пуха, ни пера!». Но надеются на лучшее.

(См.: http://66.ru/news/society/157346/)

Хотя уже не все… 20 мая, за девять дней до единого госэкзамена, повесился одиннадцатиклассник из Верхней Пышмы Максим Городчиков По словам товарищей, он ушёл из жизни после того, как узнал, что из-за двойки по математике его не допустили до ЕГЭ. Возможно, не только это обстоятельство стало причиной смерти Максима. Но все же лишний раз стоит задуматься о том, что человеческая жизнь иногда не выдерживает гнета великой Процедуры.

Дотянем до 2016-го?..

P.S. Неделя с 19 по 25 мая была насыщена и другими событиями.

Так, на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 24 мая обсуждалось «Оздоровление начального и среднего образования в России». Радикальных рецептов, впрочем, предложено не было. Участники конференции сошлись на том, что ситуация в образовании меняется все быстрее, хотя система среднего образования существует «в своей среде, недоступной для других» (В.Б.Яблонский), профессия учителя становится более престижной (А.А.Фурсенко), и нужно создавать стимулы, поощряющие на хорошую учебу и постановку правильных целей в жизни. (См.: http://www.realschool.ru/editorial/Sovremennoe-obrazovanie-kak-tolchok-obshhestvennogo-progressa/)

На старте недели г-жа Яровая пламенно защитила проект закона о единых учебниках: необходимо “оставить главное и дать общее”; а поскольку “язык и литература охраняют душу народа”, то должны основываться на единстве образования и развития нравственно-духовных ценностей. (См. официальный сайт “Единой России”: http://er.ru/news/117010/). “Последний раз в истории образовательной политики единые учебники создавались только при Гитлере и Муссолини», - заметил в твит-комментарии к этой информации И.М.Реморенко.

А вот исчерпывающе достойный ответ на эту эскападу от Сергея Волкова: "Настоящие кнопки все равно в руках у учителей. Даже если все школы будут завалены единым учебником по самое не могу, эти кнопки отобрать у нас невозможно. Пока наш рот не залепят глиной".

Завершились выборы на Украине. Надеемся, что их итоги будут признаны в России.

Завершается финал мирового хоккейного чемпионата. И тоже надеемся… Болеем, переживаем, поддерживаем.

Мы, педагоги, в этом мастера.