"Качество образования - это самое главное!"
12 сентября 2013
Автор: Марк Сартан, "Умная школа"

"Качество образования - это самое главное!"

Разговор с министром образования Д.В.Ливановым.

– Дмитрий Викторович, при обсуждении проблем образования чуть что, раздаются реплики вроде «Куда смотрит министерство?», «Почему молчит Ливанов?», «Ждем, как отреагирует министр». За этим видится отношение к вашему министерству как к верховной власти, а к вам – как чуть ли не к высшему существу. Вы ощущаете себя высшим существом?

– Я, как и любой человек, ощущаю себя венцом творения, то есть высшим существом в смысле биологической эволюции. Но если говорить серьезно, то в профессиональной сфере я себя ощущаю коллегой. С теми людьми, которые работают в нашей системе образования, в вузах, школах, детских садах, мы – коллеги. И чем в большей степени мы будем ощущать профессиональную общность, общаться, задавать друг другу вопросы и отвечать на них, тем быстрее мы будем двигаться вперед.

– Вы – государственный чиновник. Как вы определяете, какие задачи вам нужно решать? Вы сами себе их ставите или кто-то их ставит для вас?

– Мы вступаем в новый учебный год с целым рядом концептуальных документов. Это и Государственная программа развития образования, и закон «Об образовании в Российской Федерации», и указы президента, и дорожная карта по их реализации. 

Каждый из этих документов отражает различные ожидания, которые наше общество связывает со школьным образованием. Например, мы все хотим, чтобы наша школа была педагогически продвинутой, экономически эффективной, толерантной по отношению к любым детям, безбарьерной. Мы хотим, чтобы она выполняла функцию социального лифта, выступала модератором культурных и национальных различий между детьми, формировала культурную и гражданскую идентичность.

Как видите, есть много разных задач, и каждая из них важна и так или иначе зафиксирована в документах. А ресурсы, человеческие и материальные, ограничены. Поэтому крайне важно сформулировать, что именно является ключевой задачей.

Мой ответ таков: главный приоритет – это качество обучения, качество образования наших детей. Принимая любые решения, планируя любые мероприятия, нужно прежде всего задавать самим себе вопрос: приведут ли наши действия к повышению уровня работы учителей и к достижению более высоких образовательных результатов каждым ребенком.

– Тут возникает проблема, по поводу которой ломают копья только на моей памяти лет 30: это определение качества образования. Что такое качественное образование и как его отличить от некачественного?

– Ключевой элемент качества обучения в школе, безусловно, учитель. И мы понимаем, что в центре любых наших действий и планов по повышению качества образования стоит рост квалификации и социального комфорта учительского сообщества. Это подход, который реализуют все высокоразвитые системы образования в мире. 

Что здесь является принципиально важным? Мы по существу сформулировали и осуществляем переход на систему эффективного контракта между обществом с одной  стороны и учительством – с другой.  Обратите внимание, что это не контракт между директором и учителем конкретной школы. Это более широкое понятие: общественный договор, заключаемый между обществом и учительством.

– Когда учителя дочитают до этого момента, они вздохнут и насторожатся…

– Тем не менее нужно об этом говорить и нужно это делать. О чем здесь идет речь? Первый и важнейший компонент этого договора – это повышение зарплаты. И в среднем по Российской Федерации заработная плата выросла в реальном выражении в два раза за два года! А если сравнивать зарплату учителей в школе за первое полугодие 2013 с первым полугодием 2012 года, то рост больше, чем на 60 процентов.

Но здесь не может быть никаких уловок. Принципиально важно, чтобы рост заработной платы не происходил за счет повышения учебной нагрузки. Если это происходит, то это не просто профанация идеи эффективного контракта, а прямой вред, который наносится профессиональному самочувствию учительства и в целом качеству обучения, качеству работы учителей.

Поэтому мы будем не только по каждому региону, муниципалитету и школе вести мониторинг заработных плат учителей и других категорий педагогических работников. Мы будем еще и отслеживать сопутствующие эффекты этого роста, в том числе – и учебной нагрузки.

Читать полностью.