Школа будущего или настоящего?
28 июня 2019
Автор: Корифей

Школа будущего или настоящего?

Руководители гимназии приняли участие в работе НеКонференции в московской Хорошколе.

Руководители гимназии А.А. Бабетов и М.В. Калужская приняли участие в работе НеКонференции, прошедшей 27 июня в московской Хорошколе.

Что такое НеКонференция? В отличие от обычных занудных и регламентированных конференций, это территория живого общения, экспертизы идей и совместных реальных дел. На многоуровневой дискуссионной площадке исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего.

Идея проведения НеКонференции принадлежит студентам и преподавателям магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ «Управление образованием». Мероприятие приурочено к 30-летнему юбилею открытия в России гимназий и лицеев. Научный руководитель Института Анатолий Каспржак, открывая программу, рассказал такую историю: "Однажды девочку попросили нарисовать школу. Она нарисовала самолет, объяснив это тем, что это и есть школа. Почему? Потому что долго, скучно, все сидят друг другу в затылок. Мы предлагаем вам стать соавторами школы, не похожей на самолет".

Более 600 человек весь день участвовали в интеллектуальных батлах и кейс-чемпионатах, задавали вопросы мэтрам и проектировали модели школы будущего на форсайт-сессиях.

Расписание НеКонференции было построено следующим образом. Было сформулировано 5 тем, актуальных для системы образования - образовательная программа, директор и управленческая команда, цифровая школа, внешкольная жизнь, образовательный маркетинг + четыре типа площадок, на которых эти темы обсуждались: "Баттл", "Кейс-чемпионат", "История провалов", "100 вопросов мэтрам". Алексей Бабетов стал одним из участников баттла, побывал в роли мэтра и эксперта на кейс-чемпионате.

В завершение НеКонференции несколько форсайт-команд, в том числе команда учеников Лицея НИУ ВШЭ, представили свои концепции школ будущего. В команде Д.Е. Фишбейна, директора Лицея, работала Мария Калужская, представившая затем модель на финальном выступлении.По результатам голосования лучшим проектом признали версию команды М.Н. Сартана — руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Однако критерии для представления результатов были неясны, и после завершения НеКонференции многие участники высказали верную мысль, что сегодня нужно больше думать о Школе Настоящего.

Так, Н.А. Киселева, заместитель министра образования Московской области, тоже выступившая в роли руководителя форсайт-команды, написала в своём ФБ-блоге: "Вдруг очень захотелось поговорить о хорошей школе настоящего. Ведь есть о чем, и даже много есть о чем. Не стараться заглянуть за горизонт и изобретать велосипед (вид сбоку), а внимательно оглядеться вокруг. Из этого нашего сегодня состоит то самое заветное завтра. Образование будущего - это не через 10-20-30 лет, это уже утро завтра, следующей недели, месяца, полугодия. Что мы реально можем сделать для этого завтра уже сегодня, сейчас?".

Поддержим эту мысль и поблагодарим всех организаторов НеКонференции. Споры спорами, а формат получился интересным! Нужно работать дальше, чтобы живое неформальное общение педагогической ощественности становилось традицией и помогало менять школу к лучшему прямо сегодня.

Репортаж о НеКонференции на сайте НИУ ВШЭ.