Кадры, которые решают все

20-21 февраля в Москве прошла Международная конференция "Тенденции развития образования".

Х Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования" прошла 20-21 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук. Тема для обсуждения в 2013 году - "Кадры решают все?", т.е. в центре рассмотрения оказались качества современного учителя и руководителя школы, требования к ним, задачи модернизации педагогического образования и систем переподготовки педагогов и т.п. Конференция состояла из нескольких пленарных докладов, вводящих в контекст обсуждаемых проблем, серий круглых столов, на которых анализировалась ситуация и вырабатывались рекомендации по развитию кадрового обеспечения системы, а также малых пленумов, где обсуждались результаты исследований и практического опыта по теме.

"Гвоздем" большого пленума стал доклад И.Д.Фрумина с красноречивым названием "Учитель, которого не будет". Блестяще проанализировав предложенные версии профессионального стандарта учителя, докладчик сделал вывод: "Сегодняшние ожидания от пеадгогов нереалистичны, это сверхлюди, которых нет и не будет", потому что типичный российский учитель ХХI века - это пока что "уставшая бабушка", причем разрыв между ожиданиями и реальностью все усиливается. Зачем тогда нужен профстандарт? - возможно, для того, чтобы обозначить перспективныецели, либо (по версии академика В.А.Болотова) для совокупной характеристики целых педагогических комплексов. Третью версию высказал профессор О.Е.Лебедев: новый профстандарт учителя позволяет оценить, что именно нам нужно для получения наилучшего результата образования; если же этот результат не достигается - значит, не все условия для развития педагогов созданы.

На круглом столе "Развитие педагогического образования в России" по итогам содержательных выступлений первого проректора МГППУ А.А.Марголиса и директора департамента Института образования НИУ-ВШЭ А.Г.Каспржака были намечены основные линии назревших реформ: базовая предметная подготовка, а уже потом - специальная педагогическая (бакалавриат-магистратура), педагогическая практика как долгосрочная интернатура, квалификационный экзамен, а затем непрерывное профессиональное образование с четкими кадровыми перспективами.

Во второй день конференции ее участники познакомились со статистическими данными о подготовке пед.кадров. Руководитель Центра мониторинга и статистики М.Л.Агранович с своем выступлении показал, что система производства пед.кадров в стране избыточна и перекрывает реальную потребность примерно в 3 раза. Отдельно стоит сказать о работе малого пленума "Проблемы подготовки управленческих кадров": первым докладчиком был главный редактор журнала "Директор школы" К.М.Ушаков, представивший не имеющий аналогов инструментарий для диагностики внутренней структуры школьных коллективов. Изначальная гипотеза исследования такова: организации примитивного иерархического (непартнерского) типа слишком просты, чтобы иметь шанс на позитивную эволюцию.

В финале на трибуне появился Е.Л.Рачевский, директор Центра образования "Царицыно", член ОП РФ, блеснувший, по своему обыкновению, меткими суждениями по поводу перспектив российской школы. "Мы являемся свидетелями тенденции, которая называется "триумф дилетантов в педагогическом деле". Альтернативные формы получения образования набирают обороты, и скоро за школу будут держаться только маргинальные группы". Можно ли изменить эту ситуацию? - можно, если школа будет гибко изменяться и, в первую очередь, откажется от безличного термина "кадры". Тем не менее конференция завершилась на оптимистической ноте: общение получилось продуктивным и воодушевляющим, были зафиксированы важные идеи и предложения, которые (очень хотелось бы) лягут в основу системных решений.

Корифейским эмиссаром на конференции была зам.директора по НМР М.В.Калужская, поучаствовашая в работе круглого стола "Сколковский учитель", а затем сделавшая доклад об алгоритме создания эффективной педагогической команды на малом пленуме "Проблемы продуктивной деятельности педагога". И написавшая потом этот краткий отчет)

 

·