Учитель "в законе"
Закон №351.1, который запрещает занимать педагогические должности людям, имеющим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию, стал резонансным две недели назад. На старте учебного года до работы не допустили многих учителей, руководителей школ, когда-либо проходивших в качестве обвиняемых в уголовных процессах (даже если обвинительный приговор не был вынесен, даже если судили их по статье «оскорбление»).
Именно так произошло с директором, основателем и строителем одной из спортивных школ в Красноярском крае – Николаем Щербиным, воспитанники которого из маленького села входят в сборную России и имеют олимпийские награды.
По приглашению Андрея Малахова 10 сентября 2012 года я принял участие в программе «Пусть говорят: «Учитель в законе», посвященной обсуждению этих событий. Первым, с кем я познакомился на студии вне съёмок, был Николай. Уважаемый человек, почетный гражданин своей области держался с достоинством и просто – сразу пожал руку, после чего протянул мне выпуск газеты «Комсомольская Правда», где описан митинг, проходивший в Красноярске против увольнения. «Я не сидел ни дня!» - сказал в сердцах учитель. - « Я заплатил штраф за оскорбление, нанесенное девушкам, которых я, по сути, спас от аварии. Через пару дней ко мне пришёл молодой следователь и сказал: «Ты знаешь же, чья она родственница? Дело надо будет нам раскрутить все равно». Я и не думал, что после всего начальник управы так легко позвонит и скажет мне, что я уволен! Но ведь есть закон…против него нельзя! Хороший это закон? Как Вы думаете?»
Я видел человека, который не хитрил, мужика-богатыря с огромными руками, высоченного, какие встречаются среди спортсменов-волейболистов. Мне стало интересно, что же принесла ему должность директора спортшколы. Заслуженный педагог 62-х лет от роду, которому Президентом РФ присвоено звание народного учителя, как оказалось, живёт в квартире, доставшейся ему от родителей, на него зарегистрирован отечественный автомобиль; заработная составляет лишь долю от средней заработной платы в нашей стране, притом часть ее регулярно тратилась на ремонт залов спортивной школы. Изучаю мелочи: старомодный галстук, мозоли (достаточно свежие) на руках, красные, уставшие глаза.
«Зачем Вы потратили свою жизнь зря? Вы ждали, что Вас нарисуют на иконах или надеялись на спасибо?» - ответ последовал через полминуты раздумий: «Мне просто хотелось этим заниматься, и я делал то, что нравится».
Другой герой – Олег, учитель физкультуры коррекционной школы для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Пять лет назад он совершил преступление: через его забор перегнулся подросток и сорвал траву (коноплю, которая как сорная трава растёт во всех огородах). Потом парень заявил в милиции, что взял наркотическую траву у своего учителя (кстати, на программу приехала мать «наркомана» и заявила, что сын дал показания со страху, а учитель ни в чем не виноват). Статья «Распространение наркотиков и вовлечение несовершеннолетних в их употребление» быстренько привела к судимости - пяти годам наказания, которые были сокращены до двух за примерное поведение.
Олег не оправдывался: понимал, что учителем его никто и нигде не возьмёт; он привез с собой медали, что дали ему на программу ученики, и рассказал, как отличного спортсмена из его школы, но почти не способного к обучению, из неблагополучной семьи, не пустили на российские соревнования из-за "криминального" учителя.
Закон суров, но всё же это закон. Мы не должны нарушать законы, но если среди них есть «неправильные», то их можно и нужно менять. Даже американская конституция имеет несколько сотен правок (!) - с этой достойной позицией в беседе принял участие В.Бурматов, зампред комиссии по образованию ГД РФ.
Программа получилась трогательно-доброй и результативной. Не буду раскрывать всех её секретов (я подписал соглашение), но всё же порекомендую Вам посмотреть её, тем более что всё же я защищал закон и тех, кто, принимая его, думал о детях.